Полная версия пресс-конференции с участием досточтимого Геше Тинлея для СМИ Калмыкии 29.10.14

Через средства массовой информации Калмыкии я хотел бы поприветствовать всех жителей Калмыкии по-тибетски: таши делек! Каждый год, приезжая в Калмыкию, я отмечаю, что здесь материальный прогресс идет рука об руку с духовным развитием, и это замечательно. Но нам нужно делать больше для духовного развития. Чтобы сохранить богатые традиции и культуру Калмыкии, недостаточно одних лишь красивых храмов, важно создать качественную образовательную систему для молодого поколения. Необходимо разработать два вида образовательных систем: одну для монахов, для санги, другую – для мирян. Образовательная система для санги была бы полезна, поскольку в Калмыкии сохранились глубокие философские знания. Конечно, хорошо, что от хурула отправляют монахов в Индию на учебу, но и в Калмыкии должен существовать институт, где монахи могли бы получать образование. Чистая система монашеской общины тоже важна для сохранения культуры и традиций Калмыкии.

Для образования мирян я уже учредил буддийский центр «Ченрези». Строительство здания центра уже завершается. В нем будет библиотека, чтобы миряне могли там изучать философию, вести обсуждения, медитировать и так далее. Также я бы хотел, чтобы в этом центре была организована воскресная программа обучения для детей. Калмыкия – маленькая республика, и есть опасность, что в большом многонациональном государстве ее уникальная буддийская культура затеряется и будет утрачена. И нам важно, чтобы дети знали свою культуру, и также важно учить их нравственности. Утрата нравственных ориентиров представляет сейчас большую опасность. Безнравственная жизнь делает людей пустыми и несчастными, а общество – нездоровым.

Сейчас обучение нравственности входит в базовую образовательную программу, но важно также учить детей буддийской этике. Для этого в здании буддийского центра «Ченрези» мы организуем воскресную школу, где детей будут обучать принципам нравственности, простым медитативным техникам, чтению мантр.

В наши дни в мире происходит много конфликтов, войн, распространяются опасные болезни, такие как эбола. Когда нечто подобное происходило во времена правления одного буддийского царя, он обратился к мудрецу с вопросом: «Что нужно сделать, чтобы остановить войны и эпидемии?» И мудрец ответил, что эти беды – результат коллективной негативной кармы, и, чтобы их прекратить, большому количеству людей нужно создать весомую позитивную коллективную карму. Мудрец рассказал, что существует садхана принятия махаянских обетов, нужно ее найти и всем народом принимать эти обеты. Царь отыскал садхану, и многие его подданные коллективно принимали обеты, благодаря чему в том царстве были устранены конфликты, болезни и голод, и люди начали жить в гармонии.

Хотя наше правительство и предпринимает какие-то шаги для устранения этих проблем, но и нам со своей стороны надо что-то менять в самом корне. По этой причине по всем своим центрам, по всем городам, где я проезжал, начиная с Улан-Удэ, я начал духовную компанию: в буддийских республиках и во многих городах России большое количество людей вместе приняли махаянские обеты для устранения конфликтов, болезней, а также для долгой жизни Духовного Наставника. Махаянские обеты мы принимаем каждую среду, и главный из них состоит в том, что в этот день мы не едим мясного и принимаем пищу только раз в сутки – в обед. Люди принимают такие обеты с большой радостью. Ради благополучия человеческого общества мы можем пожертвовать хотя бы немногим.

Недавно и в Калмыкии люди приняли махаянские обеты. Те, кто слышит об этом, тоже могут ради устранения конфликтов, болезней, ради мира во всем мире и ради долгой жизни Духовного Наставника принять обет по средам есть только один раз в сутки, в обед, и воздержаться в этот день от мясного.

Это станет хорошей поддержкой для установления мира на земле и моральной поддержкой для нашего президента. Владимир Путин – как наш отец, и в этой трудной ситуации наша ответственность – оказать ему моральную поддержку. Я вижу, что со стороны Европы, Америки оказывается большое давление на нашего президента, и вижу, что у него невероятное терпение, и благодаря этому военный конфликт не разрастается. Тем не менее нам, россиянам, важно поддерживать нашего президента, когда другие нации с неправильной мотивацией стараются надавить на него. Эта кампания важна и для мирного разрешения всех конфликтов. Надеясь на это, каждую среду мы будем соблюдать обеты Махаяны.

В нашем мире девятьсот миллионов человек страдают от недоедания, и каждый день двадцать тысяч человек умирает от голода. А в России, в том числе и в Калмыкии, люди порой заболевают от переедания. И я хотел бы обратиться к жителям Калмыкии с просьбой: пожалуйста, ешьте меньше, чтобы люди в нашем мире не умирали от голода. В особенности нехорошо есть слишком много мяса. Я не могу вас попросить вообще отказаться от мяса, но прошу постараться есть его как можно меньше, чтобы животные не страдали. По средам вообще не ешьте мясо – это полезно для вашего здоровья. Я не призываю вас к каким-то крайностям, причиняющим вред вашему здоровью.

Ученые говорили мне о том, что если человек в течение недели два дня воздерживается от еды, это полезно для здоровья. Но я думаю, что два дня вообще ничего не есть – все же немного лишнее, может повлечь какие-то нежелательные побочные эффекты. А если всего раз в неделю ваш прием пищи ограничится обедом, вашему телу это не навредит, наоборот, будет полезно. Я сам так поступаю и чувствую, что мне от этого лучше: каждую среду мой желудок отдыхает.

Если жители Калмыкии по собственной инициативе присоединятся к нашей кампании, для них это будет накоплением больших заслуг. Почему мы выбрали среду? Потому что среда является особым днем – днем жизненной силы Его Святейшества Далай-ламы. И если в течение этого дня мы будем сохранять позитивный настрой, воздержимся от мясного, будем начитывать мантры, посвящая наши заслуги устранению эпидемий, болезней, конфликтов, установлению мира во всем мире, а также долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы и сохранению культуры и традиций Калмыкии – это будет весьма благоприятно для нас.

Также мы можем посвятить наши заслуги тому, чтобы в будущем Его Святейшество Далай-лама приехал с визитом в Калмыкию. Когда мы чем-то жертвуем, мы можем получить хорошие результаты – это один из очень важных буддийских законов связи причины и следствия. Нельзя получить хороший результат без каких-либо жертв.

Я хотел бы обратиться ко всем вам, кто здесь присутствует, с просьбой присоединиться к этой кампании, а также ко всем, кто через средства массовой информации об этом узнает. Было бы очень хорошо, если бы мы все вместе коллективно это сделали для нашей общей цели. Вот что я хотел бы вам сказать. Если есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте.

Вопрос:

Есть люди, которые сегодня призывают не смотреть телевизор. Но я хотел бы спросить, смотрите ли Вы телевизор? Откуда Вы черпаете информацию? Если читаете какие-то газеты или журналы, то какие, если смотрите какой-то канал, то, если возможно, назовите.

Ответ:

Я думаю, что в целом неправильно было бы сказать, что не нужно смотреть телевизор. Если вы медитируете в горах, такое требование было бы оправдано, но и так обобщать тоже нельзя. Тем более, живя в обществе, важно знать, что происходит в этом обществе, на нашей планете, чтобы в соответствии с ситуацией мы могли бы изменить наше общество, сделать его лучше. У каждого человека есть сила как-то изменить наш мир. В этом плане наша страна демократическая, и у каждого есть возможность изменить нашу страну, сделать ее лучше. И в нашем мире в большинстве стран установлена демократическая система, и лишь в нескольких странах сохраняется тоталитарный режим. Как мы можем повлиять на ситуацию? Если вы распространяете позитивную информацию, люди смогут, присоединяясь к каким-то хорошим, конструктивным движениям, произвести перемены в нашем мире.

Например, сейчас мы начали духовную кампанию, которая будет иметь очень много хороших результатов. Если бы я не слышал о распространении болезни эбола в Южной Африке, если бы я не слышал о конфликтах в Украине, на Ближнем Востоке, то я бы ничего не делал – сидел бы просто и читал мантры. Наш мир страдает, и я думаю, что, как человек, я должен что-то сделать. В Бурятии все были рады, когда я начал это движение, и потом Иркутск, Красноярск, Тува сильно поддержали, а также Новосибирск, Омск, Томск, Санкт-Петербург, Калмыкия – все. Молодые люди с радостью принимали этот обет. Я так поступаю, но я – лишь один человек, а мы все вместе способны на большее.

Вам тоже нужно принимать на себя ответственность за то, чтобы делать что-то хорошее для нашего общества, для нашей страны и для планеты Земля. И я хотел бы попросить молодое поколение: пожалуйста, слушайте новости и со своей стороны что-нибудь делайте для того, чтобы устранить все эти несчастья, катастрофы и чтобы создать что-то хорошее в нашем мире.

В то же время я не утверждаю, что все новости распространяют достоверную информацию. Иногда средства массовой информации распространяют информацию, соответствующую их собственным интересам. Важно получать информацию из разных источников, чтобы видеть все стороны. Я смотрю не только BBC, CNN. Я смотрю канал «Russia today» на английском языке. Итак, я вижу ситуацию с обеих сторон и поэтому понимаю, что же на самом деле происходит. Вам тоже нужно понимать, какие каналы чьи интересы отстаивают.

Вопрос:

Все мы знаем, что в Элисте строится Центр «Ченрези». Скажите, пожалуйста, когда планируется открытие. И с открытием Центра планируется ли провести какие-то религиозные обряды?

Ответ:

В настоящий момент я точно не могу сказать, когда это произойдет, но скоро Центр будет открыт. Стены и крыша уже возведены, и сейчас осталась работа по внутренней отделке. Как быстро откроется Центр, зависит от того, как люди будут поддерживать это строительство. С сильной поддержкой Центр откроется быстрее. Для этого важны действия. Я устал от того, что в наши дни часто люди много говорят, обещают, но при этом не видно действий с их стороны. Это одна из проблем нашего мира. По-настоящему меня впечатляет деятельный подход. Действия говорят громче слов.

Вопрос:

Досточтимый Учитель, в этом году исполнилось двадцать лет Вашему служению в России, и в одном из интервью Вы сказали, что считаете себя россиянином. Что, на Ваш взгляд, изменилось в России за эти годы? Что Вас радует и что огорчает? И какой Вам хотелось бы видеть ситуацию?

Ответ:

В России я веду деятельность больше 21 года, и эти годы – самая важная часть моей жизни. Если моя деятельность не принесет хорошего результата, можно сказать, что моя жизнь прошла впустую. Но, оглядываясь назад, я вижу, что не только в Калмыкии, но и в Бурятии, в Туве, по всей России моя деятельность приводит к определенным позитивным изменениям, поэтому я у меня нет сожалений. За этот 21 год работу провел не только я. Я хотел бы сказать о коллективной работе, благодаря которой сейчас уже существует много книг по буддизму на русском языке. Также в умах многих жителей Калмыкии сейчас укрепилось знание буддийской философии. Они применяют эти знания и создают хорошую систему в своем уме, и это настоящий прогресс. В Калмыкии я вижу молодых людей, которые не только обладают хорошими философскими знаниями, но и ведут здоровый образ жизни, придерживаются определенных принципов и становятся источником счастья для общества.

Но все равно еще необходимо сделать очень много работы. И если мы будем работать сообща, вместе с вами – журналистами, то мы сможем сделать что-то по-настоящему важное для общества. Вы, журналисты, тоже играете важную роль в изменении общества. Вы можете написать то, что создаст дисгармонию в обществе, и способствовать его разрушению. Но вы можете писать и то, что окажет позитивное влияние на людей.

Вы уже долгое время поддерживаете меня, и я хотел бы вас попросить и в будущем работать вместе над тем, чтобы калмыцкое общество становилось не только богаче, но и здоровее. И это нечто позитивное, к чему действительно стоит прилагать усилия. А все негативное распространяется легко, безо всяких усилий. Закатывать бревно на гору трудно, но с горы оно скатывается само собой. Так и маленькая группа террористов может причинить очень большой вред. И даже маленькие дети без труда могут сжечь большой дом. Но я хотел бы обратиться ко всем нам с просьбой, чтобы мы делали что-то хорошее для общества.

Вопрос:

Геше-ла, Вы говорили о коллективной карме, которая влияет на ситуацию, и что нужно держать махаянские обеты. А что, кроме ограничения питания, включают в себя эти обеты? Сейчас в мире очень много негативных эмоций. Как их сдерживать?

Ответ:

Кроме главного обета не есть мяса и принимать пищу лишь в обед обеда (к этому обету относитесь максимально серьезно), другие махаянские обеты – это, во-первых, не убивать. В этот день старайтесь не убивать ни одно живое существо. Во-вторых, не воровать, в-третьих, воздержаться от сексуальных контактов. Если для кого-то это слишком трудно, по крайней мере, вы должны воздержаться от прелюбодеяния, то есть такого поведения, которое бы могло причинить вред семье. В-четвертых, не лгать. В особенности не произносите лжи, создающей людям проблемы. Что касается маленькой лжи, чтобы спасти себя от каких-то неприятностей, на это нет строгих запретов. А иногда даже необходимо не говорить всей правды, поскольку правда создаст большие проблемы.

Действительно негативным действием в буддизме считается ложь с намерением кому-то навредить, обмануть человека. Если ваша мотивация – не навредить, а помочь, то в этом случае это не ложь, а искусные слова. Например, если доктор знает, что у пациента ситуация критическая и известие об этом может шокировать его настолько, что ему станет хуже, он не станет говорить ему правду ради его блага. Другой пример: если вы видите, что ваш сосед с какой-то девушкой пьет чай, а потом жена соседа спрашивает вас, не встречали ли вы ее мужа, рассказав правду, вы можете навредить. В этой ситуации лучше сказать, что вы ничего не видели. Используйте здравомыслие, тогда не лгать будет очень легко.

Когда мой Духовный Наставник говорил мне, что не нужно лгать, я не мог согласиться, думая, что в некоторых ситуациях правда может усугубить ситуацию. Но когда мой Духовный Наставник объяснил, что существует черная и белая ложь, для меня этот момент прояснился. Черная ложь – это когда вы произносите неправду с плохой мотивацией, желая навредить. Такого не допускайте. В махаянских обетах речь идет именно о черной лжи. Итак, когда вы начинаете понимать учение глубже, оно становится очень практичным.

Следующие обеты – не употреблять алкоголь, не петь и не танцевать. Наверное, никто и не танцует по средам. Сохраните энергию, чтобы в пятницу и субботу вы смогли танцевать долго. И последний обет – не носить слишком много украшений и не использовать косметику. В среду оставайтесь настолько простыми, насколько можете. Женщины, по средам не носите слишком много украшений, не накладывайте много косметики, и, может быть, как раз по средам вы будете самыми красивыми. Таковы махаянские обеты. Главного обета придерживайтесь строго, а в отношении всего остального – изо всех сил старайтесь соблюдать. Если вы съедите мяса, тогда вы нарушите обет. Но если вы вдруг запели песню, сразу произнесите: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – и остановитесь. Нет смысла ругать себя за то, что запели. Просто остановитесь.

Есть ли еще вопросы?

Вопрос:

Чтобы эти обеты принять, нужно идти куда-то или достаточно просто придерживаться их в повседневной жизни?

Ответ:

В среду утром, проснувшись, подойдите к алтарю (к статуе или изображению Будды), сделайте три простирания и мысленно примите махаянские обеты. Подумайте, что вы принимаете их ради мира во всем мире, ради устранения эпидемий, болезней, конфликтов, ради долгой жизни Духовного Наставника и ради достижения состояния будды на благо всех живых существ. Трижды повторите это. Вы принимаете махаянские обеты до завтрашнего рассвета. Их легко соблюдать, и это станет для вас тренировкой нравственности, благодаря которой день ото дня ваш ум будет становиться все сильнее.

Слабость, с точки зрения буддиста, – это неспособность контролировать себя. Вы делаете все, что ни придет вам на ум, даже если это неправильно, вы не можете сдержаться. В наши дни даже доктора знают, что следует, а что не следует есть. Тем не менее, и сами эти доктора не могут перестать есть вредную пищу, курить и пить водку. Они отлично знают, что это вредит печени, но все равно это делают, потому что слабы и не имеют нравственной дисциплины.

Многие из вас также знают, что следует и что не следует делать, но вы не ведете себя в соответствии с законом кармы, потому что не тренировались в нравственности. А это очень важная тренировка в наше время. Даже если вы будете тренироваться раз в неделю, то это существенно изменит всю вашу жизнь и укрепит вашу силу воли. В прошлые времена у ваших бабушек и дедушек была невероятная сила воли, благодаря которой они шли пешком из Калмыкии в Тибет в течение трех лет и достигали высочайших духовных реализаций. Если вы хотите добиться прогресса в своей жизни, то важно иметь большую силу воли, а это то, что обретается благодаря тренировке нравственности.

Вопрос:

Есть ли различия в отношении к буддизму в Калмыкии и в Бурятии? И как, по-вашему, отразились двенадцать лет ссылки и запрет религии в советский период?

Ответ:

Я думаю, что различий нет. И в Калмыкии, и в Бурятии буддизм постепенно развивается. Корень буддийской философии везде один и тот же. Как подчеркивает Его Святейшество Далай-лама, в Бурятии, Туве и Калмыкии распространен тибетский буддизм, который, в свою очередь, заимствует традиции монастыря Наланда.

Необходимо проделать большую работу для возрождения буддизма в Бурятии, Туве и Калмыкии. В наши дни у людей уже есть хорошее понимание Дхармы, и сейчас главные усилия нужно направить на то, чтобы создать хорошее монашеское образование в буддийских республиках. Сейчас в Калмыкии построен большой красивый храм в центре города, есть также храм за городом – одним словом, все необходимые условия, чтобы разработать монастырское образование.

Будда говорил о том, что сохранность его учения сильно зависит от существования монашеской общины и от проведения трех ритуалов. Первый из этих трех ритуалов – соджонг – обряд восстановления обетов монахов и монахинь. Для этого должны существовать чистые монахи. В Калмыкии нужно создать полную монашескую систему, и сейчас для этого необходимо направлять монахов на учебу в Индию. Но этого недостаточно. Я не просто высказываю свое мнение – Его Святейшество хотел бы, чтобы здесь, в Калмыкии, существовала своя монастырская система, чтобы не нужно было каждый год отправлять монахов на учебу в Индию. В Монголии есть такая образовательная система для монахов. В Бурятии Хамбо-лама также установил образовательную систему для обучения монахов. Я не могу оценить, насколько чисты там монахи, но очень хорошо, что в принципе такая образовательная система есть. В Калмыкии это тоже важно сделать. Вначале невозможно добиться безупречной чистоты в монашеской общине, но по мере развития сангха будет становиться чище и чище.

Вопрос:

Геше-ла, в какой форме происходит Ваше общение с Его Святейшеством Далай-ламой и с Тело Тулку Ринпоче? Насколько близко Вы с ними общаетесь?

Ответ:

Мы встречаемся не часто. Я занят, и у них очень много дел. И также я не стараюсь попасть на аудиенцию к Его Святейшеству Далай-ламе. Поскольку я не выполняю всего того, что советовал Его Святейшество, я не чувствую, что мне нужно получить какие-то новые задания. То, о чем он меня попросил, я все еще не осуществил полностью. Я работаю в этом направлении. Когда я выполню все те задачи, которые дал мне Его Святейшество, тогда я обращусь с просьбой: «Пожалуйста, дайте мне новое задание». В настоящий момент я стесняюсь приходить на аудиенцию к Его Святейшеству Далай-ламе, поскольку я делаю гораздо меньше того, что он мне поручил.

Вопрос:

Я работаю в Калмыцком институте гуманитарных исследований Российской академии наук. Еще в девяностые годы, когда только начали возрождать буддизм у нас в Республике, Геше-ла внес в это дело неоценимый вклад. Я вспоминаю те лекции в старом хуруле, и уже в новом хуруле, во всех образовательных учреждениях. И, наверное, без этих лекций не осуществилось бы того, к чему мы пришли сегодня. Поэтому хотелось бы выразить признательность Геше-ла от всех нас и пожелать, чтобы наша связь не прерывалась, и были, может быть, какие-то совместные проекты.

Вопрос:

Геше-ла, обычно на встречах учеников мы пьем чай, кушаем фрукты, поем песни. Но так как сегодня среда и все мы приняли махаянские обеты, сегодня мы садимся в определенное время обедать и встаем из-за стола, только когда закончили трапезу. Если мы забыли ложку и встали, прием пищи уже считается законченным. По этой причине сегодня журналисты не брали махаянские обеты, мы их угощаем фруктами, сладостями, соками. Пожалуйста, пейте. А мы, ученики Геше-ла, сегодня пьем воду «Кубай».

Ответ:

В следующий раз я рекомендую и журналистам в среду принять махаянские обеты. Это будет очень хорошо.