Интервью досточтимого Геше Тинлея для газеты "Хальмг Унн"

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью досточтимого Геше Тинлея для газеты "Хальмг Унн" (калм. "Калмыцкая Правда"). Репортер - главный редактор газеты Конеев Менке Элистович.

Вопрос: Мы хотели бы не просто взять у Вас интервью, а просить у Вас совета как у Учителя: как нам дальше жить. У нас большие проблемы в сфере культуры, особенно нас беспокоит, что мы стремительно теряем наш язык, а хотелось бы его сохранить. Также у нас есть и демографические проблемы, в особенности низкая рождаемость. Я жил в калмыцком поселке, где в школе училось 300 человек, а сегодня в этой школе 28 учеников — это страшная цифра. Буддизм для нашего народа — некая объединяющая сила, и, возможно, она как-то поможет нам справиться и с демографическим кризисом…

В некоторых районах Калмыкии поселились турки-месхетинцы, и их численность очень быстро растет, тогда как у калмыков и русских в той же местности рождаемость все ниже и ниже, а значит, соотношение этих этносов очень скоро изменится, и буддийская культура будет вытеснена мусульманской. Мы, калмыки, относимся толерантно ко всем религиям, все они учат хорошему, но и свою религию, буддизм, мы тоже должны сохранить. Я думаю, что нужно убеждать молодежь, чтобы они давали жизнь не одному или двум детям, а больше, чтобы они не боялись.

Страшно также, что мы теряем язык, на котором молились Будде с тех пор, как молитвы и садханы были переведены с тибетского на калмыцкий. Знание этих молитв может помочь сохранить язык и культуру Калмыкии, потому что мы верим в Будду больше, чем в будущее своего народа.

Также я бы хотел, чтобы Вы рассказали о своей работе. Я знаю, что Вы очень много сделали для буддизма по всему миру, и мне бы хотелось узнать, как Вы работаете сейчас в России.

Ответ: Чтобы численность населения росла, само население должно проявлять инициативу. Многие люди в наши дни боятся рожать много детей, но бояться не следует, ведь территория Калмыкии достаточно велика, а людей на ней живет мало, и нужно думать, что родить еще одного человека своей национальности — это вклад в развитие своего народа.

В Китае люди и хотели бы иметь больше детей, но правительство им запрещает рожать более одного ребенка. Некоторые китайцы, тем не менее, рожают второго ребенка, рискуя потерять работу или понести иное наказание. Но в Китае очень много людей, и там нет необходимости в увеличении населения, а вот в малонаселенной Калмыкии обязательно нужно рожать больше детей. И в Тибете такая же ситуация: население уменьшается. Мы не вкладываемся в укрепление семьи, и это ошибка. Нужно увеличить рождаемость не только чтобы сохранить свой род, но и чтобы сохранить буддийское учение. Если детей будет все меньше, кто сохранит учение? Таким образом, есть три хороших основания, чтобы рожать детей: укрепление вашей семьи, сохранение калмыцкого народа и сохранение буддийского учения.

В прошлые времена в Индии одна мудрая женщина специально родила двоих сыновей, чтобы сохранить учение Будды. Она не была замужем, но родила детей, одного — из рода брахманов, другого — царского рода, их звали Асанга и Васубандху. Когда сыновья родились, она сказала им: «Вы пришли в этот мир не для того, чтобы наслаждаться его благами, а для сохранения учения Будды, поэтому вам нужно учиться». Итак, все зависит от мотивации: рожать больше детей ради сохранения учения Будды — не противоречит буддийскому учению.

Иногда Его Святейшество Далай-лама советует тибетцам увеличивать рождаемость, поскольку у нас те же самые проблемы. Его Святейшество говорит о том, что слишком большое количество монахов и монахинь не способствует выживанию народа.

Что касается моей деятельности, я посещаю Калмыкию уже более двадцати лет, поскольку меня сюда направил Его Святейшество Далай-лама для сохранения буддийской культуры и традиций Бурятии, Тувы и Калмыкии. Итак, я начал эту деятельность более двадцати лет назад и до сих пор ее продолжаю. Чтобы богатые традиции буддизма сохранились, недостаточно лишь воздвигать храмы, необходимо построить храм в сердце каждого человека.

Теоретическое учение Будды может укорениться в Калмыкии, если каждый отдельный человек будет более глубоко постигать его философию, и если таких людей будет много. А когда люди начнут медитировать и обретать плоды практики, тогда в Калмыкии также укоренится Дхарма реализаций. Васубандху говорил, что есть только два вида Дхармы: теоретическое учение и реализации. Без теоретического учения невозможно достижение реализаций.

Я стараюсь в меру своих сил способствовать укоренению буддизма в Калмыкии. Центр «Ченрези» и другие буддийские центры предназначены именно для того, чтобы люди здесь изучали и практиковали буддийскую Дхарму. В будущем они будут медитировать и достигнут реализаций. Именно этим я занимался и продолжу эту работу. Но только моих усилий недостаточно: нам необходимо осуществлять эту работу вместе, группой людей. Много инициативных людей в Калмыкии меня поддерживают, но все равно мы еще не закончили свою работу, нам предстоит еще сделать многое.

Вопрос: Геше-ла, можно ли сказать, что, чем больше у тебя детей, тем больше ты сделал для себя и для просветления? Увеличиваем ли мы тем самым свою благую карму?

Ответ: Я подчеркиваю, что если вы делаете это с хорошей мотивацией, например в буддийской республике рожаете больше детей, чтобы они занимались развитием ума и сохранением Дхармы, это будет позитивной кармой. Вы даете хороший шанс одному живому существу родиться в вашей семье, в таком месте, где существует Дхарма, и получить полное образование, стать хорошим человеком. Думайте так, это очень полезно.

Продолжение вопроса: Это хороший совет нашим людям, потому что Ваше слово дойдет до многих. Нас это действительно беспокоит, ведь мы не хотим исчезнуть с лица земли…

Ответ: Не нужно бояться, просто проявляйте больше инициативы, в том числе и в увеличении народонаселения. В России, и в Калмыкии в том числе, мало мужчин, и женщины боятся заводить детей до замужества. Но нет крайней необходимости вступать в брак, чтобы иметь детей. Вы можете родить и без брака, и не думайте, что это плохо. Иногда с религиозной точки зрения считается постыдным, греховным заводить детей до брака, но в буддизме нет таких догм. У женщины есть природное право быть матерью, даже если ей не удалось найти хорошего мужа. Вот убивать детей, делать аборт — действительно негативная карма. Порой люди готовы скорее сделать аборт, чем родить — это большая ошибка.

Бывают критические ситуации, когда, если женщина родит, она может умереть — в таких и подобных критических ситуациях допустимо совершить аборт, в противном случае не делайте этого.

Если вы однажды сделаете аборт, а в будущем захотите иметь ребенка, у вас могут возникнуть препятствия. Однажды ко мне приходила женщина с мужем, у которой был ребенок от предыдущего брака; второй раз она сделала аборт, а теперь хочет родить ребенка с новым мужем, но не может. Часто после абортов женщины теряют способность к деторождению. Возможно, это одна из причин низкой рождаемости в Калмыкии.

Вопрос: Геше-ла, извините, что я, вместо того чтобы поговорить с вами о Дхарме, задал вопрос о демографии. Я просто боялся однажды оглянуться в хуруле и увидеть, что буддистов почти не осталось. Я думаю, что Ваши слова услышат многие и прочитают в газете, и я благодарю Вас за это.

Еще хотел спросить о Вашей большой работе: у Вас много своих центров, которые Вы посещаете и там проповедуете...

Ответ: Я езжу по всей России. После Элисты я поеду в Ростов, потом в Сочи, Санкт-Петербург, Уфу, Омск, Новосибирск, Туву, Красноярск, Иркутск и Улан-Удэ. Во всех этих городах есть инициативные люди, которые интересуются буддизмом. Моя главная цель — буддийские республики: Бурятия, Тува и Калмыкия. Но поскольку в других городах есть интересующиеся люди, которые просят меня о даровании учения, я передаю учение и в этих городах.

В России люди тоже находят учение Будды очень полезным и практичным для своей жизни. Это не догма, а учение о том, как прожить полную жизнь и сделать ее значимой для других. Множество других видов образовательных систем не учат нас тому, как сделать свою жизнь значимой, осмысленной. Большинство образовательных систем сводит смысл обучения к зарабатыванию денег, но не дает никакого представления о смысле жизни в целом.

Один человек лежал под деревом на пляже и ел банан. К нему подошел бизнесмен и сказал:

— Ты впустую тратишь свою жизнь.

— А чем же, по-твоему, я должен заниматься? — спросил тот.

— Вокруг растет так много бананов, собери их и продай.

— Ну, а дальше что?

— Ты сможешь заработать денег, а потом собрать больше бананов, нанять людей, нанять машины и заработать еще больше.

— И что дальше?

— Ты сможешь лежать под деревом, есть бананы и отдыхать.

— Именно это я сейчас и делаю.

Наш мирской способ объяснения смысла жизни такой детский. Когда дети видят, как учились их родители и что они обрели, они замечают, что даже у того, кто стал профессором, все равно в жизни те же проблемы. Тогда какой смысл в том, чтобы много учиться? Многих детей сейчас волнует вопрос, в чем смысл их жизни. Вчера я был в калмыцкой школе №17, и один из учеников спросил меня об этом.

В учении Будды вопрос смысла жизни раскрывается очень подробно. Смысл жизни в том, чтобы сделать свой ум безупречно здоровым. Если ваш ум здоров, то все ваши проблемы будут полностью решены. Если с больным умом вы лежите под банановым деревом и едите банан — это пустая трата времени. У вас есть золотой шанс сделать свой ум совершенно здоровым, а вы отдыхаете и просто теряете его впустую.

Шантидева говорил: «Если вы захотите обтянуть кожей всю землю, чтобы защитить ноги от колючек, у вас не хватит кожи». А именно это стараются сделать современные люди, пытаясь решить проблемы. «Простая подошва моих кожаных башмаков — и вся земля покрыта», — сказал Шантидева. У вас не хватит сил изменить все неблагоприятные условия. Но если вместо этого вы измените свой образ мышления, сделаете свой ум здоровым, вы справитесь со всеми неблагоприятными условиями. Это лучший метод решения всех проблем. Так вы можете сделать свою жизнь значимой.

Вопрос: Мы обращаемся к Дхарме, к Будде, но в то же время даже среди моих знакомых много калмыков, которые бегают к гадалкам, обращаются к экстрасенсам, чтобы улучшить свою жизнь. Разве буддизм верит в это? Как это вообще увязать с буддизмом?

Ответ: Будда говорил: «То, кем вы являетесь сегодня, — это выбор, который вы сделали в прошлом, а кем вы будете в будущем — зависит от ваших действий в настоящем». Это закон природы, и Будда не создавал его, только открыл. Живите в соответствии с законом кармы: не создавайте негативной кармы, создавайте позитивную карму, тогда вам не придется беспокоиться о чем-то еще и прибегать к гаданиям. Вы можете понять, что произойдет в будущем, с помощью теории вероятностей. Теории вероятностей учил Будда, это не сугубо научное открытие. То, кем вы будете в будущем, зависит от того, какие причины создаете. Если вы создаете больше негативных причин, велика вероятность того, что в будущем дела будут идти плохо. Если вы будете совершать больше позитивных действий и меньше негативных, хотя нет стопроцентной уверенности, что будущее будет хорошим, но велика вероятность благоприятного развития событий. Нет фиксированной предопределенности будущего, оно зависит от большого количества разных причин и условий, а потому существуют миллионы и миллионы вариантов. Ученые в наши дни говорят то же самое: есть огромное количество разных вариантов развития событий, нет жесткой предопределенности.

Шахматы являются примером нашей жизни, и в этой игре тоже нет предопределенности. Например, человек делает ход, а дальнейшее развитие ситуации на доске зависит от многих других ходов, и здесь огромное количество вариантов. Но те проблемы, которые возникают у вас в середине игры, зависят от тех ошибок, что вы совершили вначале, поэтому и теория шахмат предостерегает от дебютных ошибок. И Будда учил не допускать дебютных ошибок в жизни.

Вопрос: Не хочется Вас отпускать, но я понимаю, что Вы устали. Хочу попросить об одном: чтобы Вы прочитали короткую молитву на благо всех живых существ.