Одинаковы ли сознания будд? И если они одинаковы и не имеют формы, то нельзя ли сказать что это одно сознание?

Данные о себе
Имя: 
Без имени (архив)
Город: 
Уфа

Вопрос: Потенциал всех живых существ одинаков — состояние будды, но одинаково ли это состояние сознания для всех живых существ? Одинаковы ли сами сознания будд? И если они одинаковы и не имеют формы, то нельзя ли сказать что это одно сознание?

Ответ:
У всех живых существ равный потенциал к достижению состояния будды, или одна и та же природа будды — в этом между ними различий нет. В чем заключается этот потенциал? В потенциальной способности к познанию всех феноменов. Кроме того, все живые существа равны в том, что природа их сознания не омрачена. Поэтому их ум по природе чист. В природе ума нет ни одного загрязнения, ни одной скверны. Когда мы применяем правильные противоядия, то можем освободить свое сознание от любого омрачения, даже самого тонкого — именно потому, что все эти омрачения не являются природой нашего ума. Итак, у всех живых существ равный потенциал чистоты ума и равная возможность в совершенстве реализовать все его благие качества.
Когда же живые существа достигают состояния будды, при этом весь благой потенциал их ума доводится до совершенства, и они освобождаются от всех своих ограничений. В итоге они достигают двух совершенств — совершества чистоты, когда сознание очищено от всех пятен омрачений, и совершенства постижения, то есть полной и всецелой реализации всех благих качеств. Если взять толкования этой темы в буддийской философии, например, мнения двух ближайших учеников ламы Цонкапы, то один из них, Гьялцаб Ринпоче, говорил, что когда живые существа достигают состояния будды, они в равной степени достигают полной реализации всех своих благих качеств и все их ограничения полностью устраняются, то есть между ними нет никаких различий. Это подобно тому, как реки, которые стекаются в океан, становятся единой водой — одну воду отличить от другой невозможно. И точно так же, когда живые существа становятся буддой, их сознание становится едино, то есть это как капли воды в океане, неотличимые друг от друга. Их сознание становится вездесуще… Гьялцаб Ринпоче говорил так с точки зрения потенциала и равных качеств просветленного ума. Между просветленными сознаниями нет различия в том, что они познают все одинаково, и поэтому практически едины. Но Кхедруб Ринпроче говорил об этом с другой точки зрения — с точки зрения протяженности, или потока этого просветленного сознания. Он говорил, что, хотя просветленное сознание у всех будд одинаково, его поток отличается. Поэтому даже после достижения просветления индивидуальность сохраняется. Если бы индивидуальность не сохранялась, то, по словам Кхедруба Ринпоче, у нас не было бы особой пользы в том, чтобы становиться буддой, так как и без нас уже есть будды, которые помогают живым сущствам. Когда вы достигнете просветления, то станете едины с ними. Тогда какой смысл вам становиться буддой? Вы же сольетесь с другими буддами, вольетесь в общее просветленное сознание, а когда это произойдет, у будд от этого не станет больше силы. А если будды не станут сильнее, то особой пользы от этого живым существам не будет. Если же поток индивидуального сознания сохраняется даже после становления буддой, то, согласно Кхедрубу Ринпоче, после достижения просветления вы сможете принести большую пользу тем живым существвм, у которых с вами особая кармическая связь. А другие будды, хотя у них есть все возможности для того, чтобы помочь всем существам, не способны принести благо тем из них, у которых нет с ними особой кармической связи. До достижения состояния будды вы накапливаете огромное количество кармических связей со множеством живых существ, и когда они проявятся, благодаря этому вы станете способны помочь им. Связи этих существ с другими буддами могут не проявляться. Когда же именно ваша связь с ними проявится, вы сможете им помочь. А другие будды при этом помочь не смогут. Поэтому особое предназначение того, чтобы именно вам стать буддой, заключается в том, что после этого вы можете помочь такому количеству живых существ, которые имеют особую кармическую связь с вами! Но если после достижения просветления вы сольетесь с общим сознанием будд, эта цель потеряет смысл. Поэтому даже после того, как вы станете буддой, ваша индивидуальность сохранится, и вы не станете едины с другими буддами. Того же мнения придерживается и Его Святейшество Далай-лама.