Что в буддизме является критерием наличия сознания?

Данные о себе
Имя: 
Анна Ковтун
Город: 
Омск

Вопрос: Venerable Geshe-la!Please, explain, what is considered to be the criteria of consciousness in Buddhism? How can we judge if the object has consciousness or not?And is it possible for material object to be self-organized without consciousness? For example, Earth. It is known, that the processes of life inside and outside the Earth are extremely organized, mutual rising, that can be hardly explained by modern theory of Chaos, concerning the functions of material systems. All this let us suppose that the life of Earth can be reasoned by it’s consciousness or by it’s being a part of some sentient being.
With deepest respect and gratefulness, Omsk.
Please, send us reply in both English and Russian.

Досточтимый Геше-ла! Что в буддизме является критерием наличия сознания? Т.е. как определить, является ли данный объект живым существом, носителем сознания, или нет? И может ли материя самоорганизовываться без сознания? Возьмем, например, Землю. Известно, что процессы жизнедеятельности на и в Земле отличаются крайней организованностью, взаимозависимостью, закономерностью, что трудно объяснимо силами современной теории хаоса, объясняющей функционирование материальных систем. Это дает нам основание предполагать, что функционирование Земли может быть обусловлено обладанием ею сознанием или тем, что Земля лишь «орган» другого существа, обладающего сознанием.
C глубоким уважением, Омск.

Ответ: Земля, планеты, камни, растения, деревья не имеют сознания. Они не имеют способности к познанию. Они могут реагировать на внешние обстоятельства, но не имеют способности к познаванию и творческой способности. Точно так же, как компьютер: он может реагировать на внешние воздействия, но не имеет способности к творчеству и к познанию. Он может реагировать на команды только с помощью программ, но не имеет возможности к созданию.
С прошлого времени некоторые небуддийские философские школы говорили, что растения имеют сознание, потому что они реагируют на внешние объекты, но они не имеют возможности к познанию. Буддизм говорит: то, что что-то реагирует, это не значит, что оно обладает сознанием. Необходимо обладать ясным познающим сознанием.