Почему так тяжело справиться со скоплением бестолковых мыслей в голове, влияет ли это на ум человека? Почему знания раскрываются поэтапно?

Данные о себе
Имя: 
Ольга Белешникова
Город: 
Тула

Вопрос: Уважаемый геше Джампа Тинлей!
Обращаюсь к Высокому учителю я впервые, и поэтому прошу прощения за столь сумбурные вопросы. Я не так давно увлекаюсь теософией, и поэтому сталкивалась с буддизмом, который мне ближе по духу. Мне кажется, это самая сложная религия. Но это мое личное мнение, и его мне разделить не с кем. Но все же я буду стараться все это постичь.
Прошу Вас ответить на следующий вопрос. Почему так тяжело справиться со скоплением бестолковых мыслей в голове, влияет ли это на ум человека? Почему знания раскрываются поэтапно, с определенным интервалом, и порой, по прошествии времени, прочитывая книгу, с удивлением открываешь в ней то, что казалось невероятно непонятным?
С уважением, Ольга.

Ответ: Негативные мысли формирует не Ваш мозг, они возникают в уме. Если Вы не будете их контролировать, Ваш ум привыкнет мыслить негативно. Это как курение: один раз покурили, два раза покурили, затем без сигарет Вы вообще обойтись не можете. Точно так же, если Вы не контролируете свой ум, не дисциплинируете его, дурной образ мышления станет Вашей привычкой. Но в этом случае дурными станут не только Ваши мысли, но и Ваша речь, манера общения. Так, бывает, что от людей, склонных к дурным разговорам, устают все вокруг: друзья, родственники, — и те остаются в одиночестве. Поэтому от привычки к дурным мыслям, необходимо избавиться так же, как люди бросают курить.
Дисциплинируйте себя. Это называется нравственностью. Будет нелегко, но необходимо прилагать усилия. Даже если те, кто курил 40 лет, твердо решат прекратить, у них получится. Даже когда хронические алкоголики порождают сильную решимость бросить пить, они бросают. Поэтому нет ничего сильнее решимости. Если Вы разовьете сильную решимость, то сможете остановить и неверные мысли. Но направлять свои усилия только на борьбу с дурным мышлением не достаточно. Так Вам будет очень трудно добиться результата. Крайне важно делать акцент на развитие позитивного мышления. Скажите себе: «Все эти негативные мысли меня не интересуют. Сначала они огорчают меня, затем всех окружающих. Зачем мне это? Позитивные же мысли делают счастливым сначала меня, а затем и всех вокруг, создают хорошую атмосферу. Когда я открываю свой рот, людям становится приятно».
Поэтому психология говорит: если ум хочет от чего-то избавиться, ему нужно найти что-нибудь интересное взамен. Если других интересов у ума нет, ему будет очень сложно что-то оставить. Это как с маленькими детьми: если ребенок играет с ножом, Вам будет трудно его забрать — ребенок скажет: «Я хочу эту игрушку!» Не пытайтесь отнять нож, сначала покажите ему другую безопасную игрушку, и когда ребенок ей заинтересуется, медленно заберите нож. Итак, к работе с умом нужно подходить очень искусно. Наш ум, как ребенок, — силой от него ничего не добьешься. Когда Вы искусно и незаметно ослабляете интерес ребенка к опасной игрушке, он про нее вообще забывает и переключается на более интересную игру.
Укрощайте свой ум по этому примеру, тренируйте его, опираясь на здравый смысл. Не применяйте слишком грубых методов: «Это должно быть так и никак иначе!» Бывает, силу применить необходимо, но это уместно далеко не в любой ситуации. Когда мягкие, мирные средства не работают, нужно проявить жесткость. То есть Вам нужна настоящая искусность — знание себя. Мне сложно дать Вам точный совет, потому что у разных существ разные предрасположенности, ментальные наклонности, кармические отпечатки, умственные способности, и все мы живем в разных условиях. Так что Вы сами должны хорошо знать свою ситуацию. С ее учетом выбирайте эффективные методы, тогда Вы быстро добьетесь перемен.
С другой стороны, если Вы применяете что-то, но прогресса не добиваетесь, значит, Ваш метод ошибочен. Сама техника — Учение — верна, но Вы неправильно преподносите ее своему уму, поэтому не получаете эффекта. Вам нужно проявлять бдительность и гибкость. Принцип должен быть одним и тем же, но применительно к технике нужна гибкость. Это не значит, что Вы должны пробовать какой-то метод, и если сразу не получаете результата, бросать его и браться за другой. Гибкость состоит не в этом. Цель должна оставаться одной и той же, но способ применения противоядия можно подбирать, как искусный доктор подбирает лечение: «Попробуй так. А теперь по-другому. Ага, второй способ тебе лучше подходит, применяй его». Этой мой Вам совет.
Что касается Вашего второго вопроса, Вам нужно понимать, что когда высокие мастера дают Учение, они закладывают в него смысл сразу на нескольких уровнях. Когда Вы читаете их книгу в первый раз, Вам открывается ее смысл, заложенный на первом уровне. Читая книгу во второй раз, поскольку у Вас уже есть понимание первого уровня, Вы глубже проникаете в смысл Учения. Если Вы прочитаете книгу в третий раз, Вам может показаться, что Вы узнали что-то новое, но в действительности Вы просто глубже проникли в смысл уже известного Учения, благодаря наличию лучшей основы второго уровня. Далее, если читать книгу с третьим уровнем понимания, Вы откроете для себя наитончайшие механизмы, которые на других уровнях увидеть невозможно. Поэтому бывает, что в первый раз какое-то предложение не имеет для Вас большого смысла. Когда же Вы читаете его во второй раз, Вы понимаете: «Ага, порядок слов в этом предложении не случаен, он подчеркивает то-то и то-то». И таким образом Вы проникаете глубже в суть Учения. Вообще, это одно из уникальных свойств буддийских текстов: в одной книге заключается множество смыслов. Желаю Вам всего наилучшего!