Можно ли допустить, что сознание ребенка возникает не из своего предыдущего момента, а из сознания родителей, подобно тому, как огонь на одной свече разгорается от огня другой свечи.

Данные о себе
Имя: 
Игорь Хализев
Город: 
Москва

Вопрос: В фильме «Маленький Будда» лама воплотился одновременно в трех детях. Как так может быть: сознание может и сливаться, и разделяться? В таком случае можно допустить, что сознание возникает не из своего предыдущего состояния, а из сознания родителей, подобно тому, как зажечь от одной свечи другую. Конечно, Вы можете на это возразить, что сознание родителей перестало бы существовать, но как же тогда лама воплотился сразу в трех людях? Почему бы и сознанию матери не быть сразу и в матери, и в сыне? Можете сказать, что тогда я бы знал все, что знает моя мать, но я и о своей прошлой жизни ничего не знаю. В то же время Будда имеет всеведение и знает, что было с каждым живым существом, и способен проникнуть в суть всех феноменов. У меня возникает впечатление, что сознание всех существ — это одно, оно везде подобно пространству и нигде одновременно (поскольку не форма), а мы концентрируем его в одном месте, в своем теле.
Прошу прощения за столь длинное письмо, но это больше похоже на диспут, на котором я выдвигаю контраргументы. Прокомментируйте, пожалуйста, эту тему.
 Ответ: Фильм — это фильм. Не стоит рассматривать его сюжет как материал для анализа. Скорее, это выдуманная история. В буддизме же говорится, что такие существа, как арьи, способны эманировать сотни различных тел. Это означает, что один ум эманирует сто разных тел. Один ум функционирует и контролирует сто тел. Когда он растворяется, то растворяется обратно в первичном уме. Это подобно тому, что ваш ум находится в груди и оттуда распространяется и пронизывает все тело: ваши пальцы двигаются, ваш уши слышат, глаза видят. Т.е. он контролирует разнообразные части вашего тела. А во время сна это сознание растворяется в наитончайшем уме. Так же как один ваш первичный ум контролирует все тело, он способен контролировать и эманированное тело. В нем не будет отдельного ума, оно станет эманацией вашего собственного ума. Эманации существуют не слишком долго и через некоторое время возвращаются. Таким образом арья на первом бхуми может эманировать сто различных тел, посетить сто различных мировых систем, помочь живым существам и вернуться в местообитание его основного ума. На следующем бхуми число тел приумножается: 200 тел, затем 1000 тел, 2000, 4000 и т.д. А когда вы становитесь Буддой, то можете эманировать бесчисленные тела, которые будут растворяться обратно в основном первичном уме. Здесь мы говорим о том, как за счет эманаций одно тело может превратиться в сотни, тысячи или миллионы тел.
Теперь в отношении матери. Говорится следующее: если бы сознание матери могло стать субстанциональной причиной сознания ребенка, то в момент возникновения субстанционального результата сознание матери переставало бы существовать. С эманациями дело обстоит иначе: речь ведется об одном потоке ума, который становится более могущественным. Нет такого, чтобы сознание матери рождало сознание ребенка. Здесь не о рождении идет речь, а об эманации, как в случае, когда движение ваших пальцев связано с вашим сознанием. Здесь не возникает отдельных первичного и вторичного умов. Это другой случай.