Теряет ли сознание ученика индивидуальность при слиянии с сознанием Учителя?

Данные о себе
Имя: 
Игорь
Фамилия: 
Хализев
Город: 
Москва

Вопрос: В каком-то тексте видел, что самое большое желание ученика, чтобы его сознание в момент смерти слилось с сознанием учителя. Сознание ученика при слиянии теряет свою индивидуальность или нет, или ЧТО ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИТ?

Ответ: Здесь говорится не о слиянии. Вы не можете буквально объединить ваш ум с умом Учителя. Это — одна из техник, в которой вы визуализируете свой ум нераздельным с умом Вашего Духовного Наставника. Это как принятие Дхармакайи на путь. Дхармакая — это ум Будды. Ваш ум не становится умом Будды. У вас есть особая причина принимать Дхармакаю на путь, т.е. думать, что вы становитесь едины с умами всех будд. В этот момент вы развиваете божественную гордость: «Мой ум по природе обладает таким же потенциалом. В настоящий момент мой ум ничем не отличается от их ума». Откуда возникают концептуальные мысли? Их порождает ум. Растворяясь, они также исчезают в уме. Принимая Дхармакаю на путь, вы думаете, что этот ум — ум Будды, ум Духовного Наставника — одно и то же, — Просветленный ум. Если вы пребываете с таким осознанием, вам гораздо легче получить благословение Будды. Вы не можете смешать свой ум с умом Будды. Но вы думаете, что они — одно и то же: обладают одинаковым потенциалом, одинаково составляют ваш ум. Говорится, что ум Будды вездесущ. Поэтому вы порождаете чувство, что он присутствует в вашем уме. В результате, во-первых, вам будет легче получить благословение Будды; во-вторых, у вас сократится количество концептуальных мыслей. Кроме этого мы иногда чувствуем себя закомплексованно. Если думать, что ваш ум и ум Будды — это одно и то же, комплексы исчезнут.
Существует две теории, касающиеся момента, когда живые существа становятся буддами. Один из учеников ламы Цонкапы, Гьялсаб Ринпоче, говорил, что когда вы достигнете Состояния Будды, ваш ум и ум Будды станут единым целым, подобно тому, как это происходит с множеством рек, втекающих в один океан. Но другой ученик Дже Ринпоче — Кхедруб Ринпоче — говорит, что ваш ум, достигая Состояния Будды, не может стать единым с умом Будды. Их чистота будет одинаковой, но они не будут едины. Каждый ум будет обладать своими особыми характеристиками. Когда разные воды втекают в один океан, с одной стороны, они становятся одним океаном, но, с другой стороны, каждая вода сохраняет свои собственные характеристики. Т.е. одной водой разные реки не становятся. Хотя они в итоге соединяются, каждая вода сохраняет свои особенности.
Кхедруб Ринпоче говорит, что если бы наш ум и ум Будды в конце становились единым целым, то не было бы смысла достигать состояния Будды. Ваши индивидуальные черты тогда бы исчезали, и вы не могли бы приносить благо живым существам. Потому что, станете вы Буддой или не станете, Будда уже есть. Чем бы вы в этом случае смогли помочь живым существам? А если вы не становитесь единым с Буддой, то, достигая Состояния Будды, вы способны помогать другим не за счет того, что ваша сила превышает силу Будды (по силе вы равны с Буддой), а за счет того, что у вас есть свои особые кармические связи с множеством живых существ. Поскольку вы, как Будда, сохраняете свою индивидуальность, благодаря множеству кармических связей с живыми существами, вы способны помогать им. Поэтому Кхедруб Ринпоче говорил, что, когда вы достигаете Состояния Будды, ваш ум и ум Будды не становятся едины. И я следую именно этой теории.