О летних учениях Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии

Летний цикл учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии начался 13 июня. Этот цикл учений Досточтимый Геше-ла посвятил учению о медитации, которое начал с сущностного наставления своим ученикам.

«В духовной области нет победителей и проигравших. Все могут добиться успеха и никогда не нужно соперничать в духовной сфере. Если вы не достигаете реализации, как минимум не допускайте деградации. Соперничайте с самим собой и старайтесь стать немного лучше, чем вчера», — сказал Учитель.

 

 Главная цель медитации — обрести здоровый ум, и в нашей жизни нет ничего важнее этого. С помощью однонаправленного сосредоточения Шаматхи можно сфокусироваться на любом объекте, с помощью Випашьяны — реализовать весь свой потенциал. С помощью этих двух медитаций возможно обрести контроль над своим умом.

 

Для развития Шаматхи необходимо знать шесть благоприятных условий, пять ошибок медитации, восемь противоядий, девять стадий, шесть сил, четыре способа вступления в медитацию. Зная это, вы будете профессионалом — сказал Учитель. Шесть благоприятных условий предполагают одно внешнее — благоприятное место, и пять внутренних — малые желания, удовлетворенность, чистая нравственность, невовлеченность в большое количество дел, малое количество концептуальных мыслей.

 

Очень важно уменьшить мирские желания и развить здоровые: обрести счастье не только и не столько в этой, сколько в будущей жизни, обрести безупречно здоровое состояние ума и достичь состояния Будды для принесения блага всем живым существам. Когда вы развиваете здоровые желания, мирские исчезают. Для того чтобы развить удовлетворенность, очень важно изменить свой образ мышления. Геше-ла дал сущностное наставление: «Вы должны усилить ум, заботящийся о других. Если вы взрастите такой ум, где бы вы ни находились, это будет рай». Геше-лапроцитировал свое изречение:

 

Быть любимым другими — это не так важно

 

Есть нечто более важное — любить всех существ

 

Независимо от того, как они с вами поступают...

 

«Обретя ум, заботящийся о других, вы сразу же обретете удовлетворенность, и не сможете даже вообразить, что такое депрессия», — сказал Учитель.

 

Третье внутреннее благоприятное условие — это чистая нравственность. Это самодисциплина, которая защищает нас от страданий. Для этого надо устранить десять грубых ошибок — десять негативный карм: три негативные кармы тела — убийство, воровство, разврат; четыре негативных кармы речи — ложь, клевету (злословие), грубую речь, пустословие; и три негативных кармы ума — алчность, злонамеренность, ложные взгляды. Нравственность умиротворит ум в повседневной жизни и станет благоприятным условием для развития Шаматхи.

 

Отказавшись от множества разных дел, возможнополностью посвятить себя одному занятию — развитию Шаматхи. «Не лезьте в чужие дела, желайте всем счастья», — сказал Учитель. Даже в мирских проектах следует быть однонаправленным, чтобы добиться цели. Это четвертое внутреннее благоприятное условие — невовлеченность в большое количество дел.

 

Не должно быть большого количества предрассудков. Нездоровые концептуальные мысли следует уменьшать, а здоровые, такие как любовь, сострадание — следует развить. Это буддийская практика.

 

Затем Учитель рассказал о пяти ошибках медитации и о том, как их устранять.

 

Первая ошибка — это лень. Существует три вида лени: лень ничегонеделания, лень привязанности к пустой, мирской деятельности, и лень самоуничижения. Лень — самое главное препятствие для медитации. Есть четыре противоядия от лени — вера в достоинства шаматхи, вдохновение к медитации, энтузиазм, рожденный из вдохновения, и безмятежность как результат развития Шаматхи.

 

Для того чтобы развить веру в достоинства Шаматхи, нужно знать эти достоинства:

 

  1. Большое количество грубых омрачений исчезает.
  2. После достижения Шаматхи ум становится удовлетворенным.
  3. Иммунитет тела становится очень крепким даже на первых стадиях Шаматхи.
  4. Вы обретаете невероятно острое сосредоточение, можете все очень ясно анализировать, ум становится очень позитивным, в уме нет места негативным состояниям.
  5. Реализовав Шаматху, вы обретаете феноменальную память. Стоит вам один раз что-то услышать, вы никогда это не забудете.
  6. С помощью Шаматхи развивается настоящее ясновидение. «Человек без ясновидения не может по-настоящему приносить благо живым существам», — сказал Учитель.
  7. Намного легче добиться реализации трех основ буддийского пути — отречения, бодхичитты и мудрости прямого постижения Пустоты

 

Вторая ошибка медитации — это забывание объекта медитации. Противоядие к этому — развитие внимательности. Геше-ла дал совет выбрать вначале два объекта медитации — образ Будды и ясное, осознанное состояние собственного ума. Также Учитель дал несколько советов о том, как обнаружить эти объекты медитации и пребывать на них в сосредоточении.

 

Учитель рассказал нам, что существует четыре йоги Махамудры: йога однонаправленного, йога неконцептуального, йога одного вкуса, йога более-не-медитации. Учитель рассказал нам о Ясном Свете ума и шести аналогиях, которые приводили великие махасиддхи прошлого: медитировать подобно натянутой крепкой и эластичной хлопковой нити; подобно птице, парящей в небе; подобно ребенку, смотрящему на картину без каких-либо концепций, подобно горе, океану и пространству; подобно держанию яйца в вытянутой руке; подобно ворону, выпущенному с корабля посреди океана.

 

Третья ошибка медитации — это притупленность и блуждание ума. Блуждание ума возникает под влиянием привязанностей, грубое блуждание полностью отвлекает внимание практикующего от объекта медитации, в результате чего он про него забывает, а тонкое блуждание отвлекает практикующего, но не полностью, а может быть, наполовину.

 

Притупленность ума возникает не под влиянием привязанности. Это тупое, вялое состояние ума, при котором теряется ясность объекта медитации, подобно свету шестидесятиваттной лампочки в сравнении со светом стоваттной лампы.

 

«Нужно уменьшать ошибки медитации,таким образом постепенно вы добьетесь прогресса», — посоветовал Досточтимый Учитель.