Завершился осенний цикл учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Туве

Осенний цикл учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Туве начался 22 сентября и завершился 26 сентября дарованием благословения божества мудрости Манджушри.


На этот приезд Драгоценный Учитель даровал тувинским ученикам учение о развитии Шаматхи. Учитель напомнил ученикам и слушателям о важности троичной тренировки ума, о трех видах страдания: «До тех пор пока ум пребывает под властью омрачений, мы страдаем. Главное страдание – всепроникающее страдание, это рождение под властью омрачений. Второй вид страдания – страдание перемен. Нужно всегда довольствоваться тем, что имеешь. И третий вид страдания – это страдание страданий».

Наряду с изучением философии, практики буддизма, Драгоценный Учитель также говорил о важности поддержания баланса, заботы о благополучии тела: «Главной целью для вас является Нирвана – ум, полностью свободный от омрачений. А драгоценная человеческая жизнь – вторичная цель». Существуют два класса Учения: теоретическое и опытное. Теоретическое Учение – учение, содержащееся в уме, опытное – учение реализаций. Храмы нужны, чтобы обретали два вида Учения.

Учитель также рассказал о том, как развить ум. Данная тема полностью объяснено в Учении Ламрим (самый эффективный способ укрощения ума): «Медитация – это приучение ума к позитивному состоянию. Существует два вида медитации: аналитическая и развитие сосредоточения. С помощью медитации делайте ум здоровым. Если медитация не приносит развитие ума, то это пустая трата времени».

Далее Учитель даровал Учение по однонаправленному сосредоточению, о том, как развить Шаматху: «Для развития однонаправленного сосредоточения необходимо 6 благоприятных условий. Одно условие – внешнее, остальные пять – внутренние». Учитель напомнил о том, что о них он говорил в прошлый раз. Объяснил более детально о соблюдении чистой нравственности: «Контролируйте тело, речь и ум. Не позволяйте им вредить другим. У нас должна быть определенная установка не совершать десять негативных карм. Этому способствует принятие определенных обетов: обеты собственного освобождения, обеты мирян, монахов, монахинь, обеты бодхичитты». Остановившись на обетах, Драгоценный Учитель сказал, что на следующей лекции дарует обеты генина.

Второй день лекций начался о важности не отказываться от обетов собственного освобождения, следования им. Два из них предназначены для мирян – обет бодхичитты и обеты генина (мирянина): отказ от убийства живого существа. Коренное нарушение - убийство человека, повреждение – убийство насекомых и т.д.; отказ от воровства. Если вы возьмете, не спросив больше 1000 рублей  у другого, то тем самым нарушите обет; отказ от прелюбодеяния; отказ от лжи. Коренное нарушение это ложь о своих реализациях. Не употреблять алкоголь, наркотические вещества.

«Ваша мотивация – развитие отречения. Чтобы обрести безупречное состояние ума, я буду держать эти обеты. После принятия обетов, вы создаете причины собственного освобождения». Учитель подчеркнул о необходимости и важности соблюдения обетов мирянина: «Если вы хотите напомнить себе, что вы генин, можете носить белую накидку во время ретрита, в повседневной жизни не делайте этого».

Драгоценный Учитель подчеркнул значимость понимания теории пустоты: «Старайтесь понять теорию пустоты. Нет никакого прочного «Я», оно все время разрушается. Ваши пять совокупностей – это тоже не вы. Это «Я» вам кажется со стороны пяти совокупностей. Такое «Я» это иллюзия»

«В повседневной жизни очень важно иметь меньше концептуальных мыслей. И важно думать, как страдают живые существа. Если сильна забота о других, то позитивное состояние ума возникает само собой. Позитивные концептуальные мысли вам нужны, это фундамент для будущего развития Шаматхи».

Затрагивая темы о пяти ошибках медитации, о четырех противоядиях от лени, Учитель передал наставления о преимуществах развития Шаматхи: «Если в темной комнате зажечь один масляный светильник, то ровно столько тьмы станет меньше. Вам нужно развить веру в достоинства Шаматхи. На основе Шаматхи вы можете обрести отречение, бодхичитту, мудрость, познающую пустоту. Развейте веру в себя, в то, что вы способны развить Шаматху». Драгоценный Учитель подчеркнул следующие преимущества развития Шаматхи:

  1. Вы обретете безмятежность;
  2. Ваше тело не будет затекать;
  3. Благодаря Шаматхе вы сможете развить ясновидение;
  4. Ваш ум станет настолько острым, что услышав один раз текст, вы его не забудете. Также было сказано о четырех противоядиях против лени:
  5. – это вера в достоинства Шаматхи, в то, что вы способны развить Шаматху.

Второе – вдохновение. Один раз развиваете Шаматху, жизнь за жизнью не теряете ее. Вам следует сравнить ваш повседневный образ мышления с Дхармой. Это буддийская практика.

  • – энтузиазм – состояние ума, при котором вы с удовольствием занимаетесь развитием ума, медитацией.
  • – безмятежность (ментальная и физическая). Обретается после развития Шаматхи.

На третий день Досточтимый Учитель начал лекцию с глубокой значимости бодхичитты. Необходимо создать механизм принятия Прибежища ради блага всех живых существ: «Вы сами обретаете преимущества, если вы любите других. Если вы жертвуете своим временным счастьем, останавливаете негативные действия тела, речи и ума, тогда вы буддист». Необходимо производить больше позитивных мыслей. Причины позитивного состояния ума – достоверное состояние. Их функции делают счастливыми вас и других: «Для того, чтобы выжить, вам необходимо любовь и сострадание. Без любви и сострадания вы впадаете в депрессию».

На четвертый день Драгоценный Учитель посетил Чаа-Хольский кожуун Тувы, где даровал благословление Белой Тары. Там недавно был построен буддийский храм. Наш Драгоценный Учитель и сопровождавшие верующие посетили новый храм.

По приезду в Кызыл Учитель даровал благословление Манджушри, божества Мудрости.

По окончанию цикла осенних учений учениками был организован пикник в живописном местечке Сесерлиг недалеко от Кызыла.

Приезд Учителя ознаменовался для нас не только теплыми осенними днями, но и благоприятной погодой нашего ума. Драгоценный Учитель даровал нам нектар Дхармы, духовный бензин для развития ума.

Мы с большой радостью храним память о днях, проведенных рядом с Учителем. Драгоценный нектар Дхармы – это лекарство для нашего ума, мы должны безотлагательно принимать его для уменьшения омрачений. Все встречи завершаются расставанием, но расставание есть повод для новых встреч. До свидания, до новых встреч! Всего доброго!