«Не бегите от проблем, встречайте их лицом к лицу»!

В Москве с 10 ноября по 11 декабря 2016 года состоялся традиционный осенне-зимний цикл учений драгоценного геше Джампа Тинлея. Каждый из нас с нетерпением ждет начала лекций досточтимого Учителя, и наше стремление снова и снова слушать его вызвано тем, что мудрость нашего Наставника уже в корне изменила жизнь многих из нас. Это стало возможным благодаря тому, что мудрость Учителя основана на наставлениях Его Святейшества Далай-ламы, который, в свою очередь, является прямым держателем линии преемственности, идущей от Будды Шакьямуни. Дарованные Учителем наставления являются аутентичным учением, подтвержденным и личным опытом нашего Наставника.

В этот раз Геше-ла передал нам учение о практике развития однонаправленного сосредоточения – шаматхи, основанной на «Среднем Ламриме» Дже Цонкапы. Как всегда, каждая лекция заключала в себе океан мудрости, после которого нам уже были неинтересны ручейки наших повседневных проблем.

Учитель подробно рассказал о том, что, по сути, вся практика 84-х тысяч разделов учения Будды заключена в следующих трех строках:

Несовершение негативной кармы (а также очищение от уже созданных негативных отпечатков),

Накопление богатства заслуг,

Полное укрощение своего ума.

Суть первой строки учения заключается в том, что, какие бы действия мы ни совершали, они в любом случае оставляют след в нашем уме, подобно тому как любая съеденная пища оставляет след в нашем организме. Ученые утверждают, что наше тело – следствие того, что мы едим, а Будда говорит о том, что наша жизнь – результат нашего мышления. Чем более негативно мы мыслим и действуем, тем больше в итоге страдаем, причем карма ума является более весомой, чем карма тела и речи. И наоборот, чем чаще мы пребываем в позитивном состоянии, тем будет больше вероятность иметь счастливую жизнь. Очищение от негативной кармы включает в себя четыре аспекта: раскаяние в совершенном действии, опора на божество, непосредственное противоядие (чтение мантр и визуализация), твердая решимость не повторять свои ошибки. Это первый уровень практики, доступный каждому из нас.

«Бегство от своих проблем и уничтожение внешних врагов не приведет вас к истинному счастью», – так сказал Учитель. Как говорил великий Шантидева, внешние проблемы и враги подобны большому камню: мы разбиваем его на части, желая уничтожить, но в результате камней становится больше, так и проблемы, и враги, когда мы с ними сражаемся, не исчезают окончательно, но лишь множатся.

Второй уровень практики заключается в накоплении богатства заслуг, то есть позитивной кармы. Ведь никто другой не создаст для нас истинных причин счастья. Заслуги позволяют эффективно выполнять третий уровень практики – полное укрощение ума.

Если несовершение негативной кармы и ее очищение – общая практика для Хинаяны и Махаяны, то накопление богатства заслуг является сущностью учения Махаяны. Об этом говорит и Шантидева в «Бодхичарья-аватаре», учении, которое осуществляется в три этапа: зарождение драгоценной бодхичитты, ее стабилизация и развитие до безграничности.

Третий уровень практики – полное укрощение ума. Учитель сказал, что самый эффективный способ укрощения ума – практиковать учение Ламрим. Окончательные положения Большого и Среднего Ламримов основываются на пяти великих трактатах:

«Мадьямакааватара» Чандракирти, где излагается окончательное воззрение Будды,

«Абхисамаяаланкара» Асанги, в которой заключен обширный путь, «Праманаварттика» Дхармакирти – вершина учения о логике, «Абхидхарма», где описано мироустройство и явления природы, «Виная», объясняющая правила поведения на уровни тела, речи и ума.

Учитель в очередной раз с глубоким состраданием объяснял нам сущностные положения учения о развитии шаматхи: шесть благоприятных условий, пять ошибок медитации и восемь противоядий от них. Геше-ла неоднократно повторял, что и в духовной, и в мирской деятельности нельзя впадать в крайности, необходимо держать баланс.

Эти сущностные наставления оставили глубокие отпечатки в наших омраченных умах. «Рано или поздно вы достигнете Пробуждения, чтобы эффективно помогать другим живым существам», – такими словами Наставник вдохновлял нас. Многие из нас неоднократно слушали наставления Геше-ла, однако всякий раз одни и те же слова открываются нам с новой перспективы. Это возможно лишь благодаря доброте Учителя и его неисчерпаемой мудрости.

В завершении на благословении Манджушри Учитель убедительно просил нас читать буддийские книги, развивать парамиту мудрости, поскольку без правильного воззрения невозможно достичь результата на духовном пути.