На пути развития шаматхи никогда не сдавайтесь!

(См. видеоклип о Байкальском ретрите 2017 г.)

«Там, где есть великое сострадание,

все реализации появятся сами собой».

Будда Шакьямуни
 

21-го августа завершился ежегодный ретрит в медитационном центре «Ламрим» на берегу Байкала под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея. С 25-го июля по 5-е августа утром и вечером Геше-ла давал учение о махамудре и развитии шаматхи, однонаправленного сосредоточения. С 7-го по 20-е августа под руководством досточтимого Наставника проходил ретрит по двум темам Ламрима: драгоценности человеческой жизни и непостоянству и смерти. В завершении ретрита Учитель вместе с монахами из монастыря Гьюме провел ритуал огненной пуджи.

Перед началом учений досточтимый геше Тинлей даровал благословение Манджушри, в ходе которого ученикам были переданы обеты прибежища и бодхичитты. В начале лекций по развитию шаматхи Учитель напомнил нам, что мы обещали достичь состояния будды для принесения блага живым существам. Он подчеркнул, что нам необходимо выполнять это обещание, делать что-то хорошее для других. Помогать другим существам – часть нашей практики накопления заслуг. Важно помнить, что все живые существа обладают одинаковым потенциалом в достижении состояния будды. Геше-ла напомнил, что мастера традиции Кадам воспринимали всех существ как драгоценности, исполняющие желания, потому что духовный практик достигает состояния будды благодаря живым существам. Живые существа помогают нам накопить заслуги, развить терпение, сделать ум сильным.

Прежде чем принять кого-либо своим учеником, мастера традиции Кадам проверяли, насколько этот человек добр. Они считали, что обрести знание и понимание может ученик с любыми умственными способностями. Если у потенциального ученика доброе сердце, он определенно овладеет сутью учения Будды. Геше-ла сказал, что доброта важна во время слушания учения, но еще большее значение она имеет во время медитации. Доброта подобна драгоценному семени, из которого вырастет целебное дерево, приносящее благие плоды. Медитация человека с добрым сердцем обязательно принесет плоды духовных реализаций. Перед каждой лекцией досточтимый Учитель делал акцент на развитии добросердечия. Желая принести благо всем живущим, духовные практики смогут развить шаматху. Однонаправленное сосредоточение является необходимым условием в достижении Пробуждения.

Для развития шаматхи необходимы внешние и внутренние благоприятные условия. Духовный Наставник подчеркнул, что все благие внешние условия созданы в медитационном центре «Ламрим», а внутренние благоприятные условия каждому из нас предстоит развить самостоятельно. Опираясь только на здоровые желания, нужно учиться довольствоваться теми материальными благами, которые мы имеем, но никогда не довольствоваться уровнем своего духовного развития. Для духовного развития необходимо соблюдать чистую нравственность, то есть полагаться только на благие качества ума и развивать позитивный образ мышления. Опираясь на благие качества ума, легче и хранить обеты в чистоте, и развивать шаматху. Во время развития шаматхи нужно уменьшать количество концептуальных мыслей и не вовлекаться в мирскую активность, такую как сочинение стихов или занятие астрологией.

Тем, кто собирается развивать шаматху, Учитель советует избегать двух стратегических ошибок. Во-первых, не полагаться на материальные объекты. Они могут помочь нам в достижении временного счастья, но не следует полагаться на них полностью, так как они непостоянны. Полностью положиться можно только на Три Драгоценности, особенно на Дхарму, то есть на свои благие качества ума: преданность Духовному Наставнику, отречение, бодхичитту, мудрость постижения пустоты и прочее.

Во-вторых, стратегической ошибкой является узкое видение. Следует помнить, что любое наше маленькое действие должно быть связано с высокой целью – достижением состояния будды на благо всех живых существ. Ради достижения этой цели мы полагаемся на Будду, Дхарму и Сангху 24 часа в сутки. Мы должны помнить, что практика в этой жизни влияет на стратегию следующей жизни. Если выполнять практику правильно, то в следующей жизни даже до встречи с Учителем мы будем полагаться на Будду, Дхарму и Сангху и окажемся под их защитой.

Учитель подчеркнул, что в качестве подготовки к развитию шаматхи необходимо медитировать на темы Ламрима и тренироваться в течение сессии находится в семичленной позе Вайрочаны. Наставник разъяснил четыре способа вступления в медитацию, шесть сил и дал подробные объяснения стадий развития однонаправленного сосредоточения.

Лама Цонкапа говорил, что в медитации главное препятствие – лень: «В начале лень не даст медитировать, в середине не позволит продолжить практику, в конце заставит думать, что все безнадежно». До установления ума на объекте медитации необходимо устранить лень, применив четыре противоядия: веру в достоинства шаматхи, вдохновение, энтузиазм, безмятежность. Геше-ла прокомментировал слова Будды: «Пребывай, пребывай на этом, это причина и результат». Первое «пребывай» подразумевает пребывание на объекте медитации благодаря вдохновению. «Пребывай на этом» указывает на пребывание на объекте медитации с энтузиазмом. Слова «причина и результат» означают, что причиной пребывания на объекте медитации является вера, а результатом медитации – безмятежность.

Учитель много говорил о достоинствах развития шаматхи. После развития шаматхи мы сможем легко осваивать знания и обретать навыки. Ученики Будды составили «Кангьюр» благодаря своей феноменальной памяти, развитой с помощью шаматхи. Они точно помнили вопросы Будды, приводимые им примеры и аргументацию, и другие ученики могли это подтвердить. После развития шаматхи не будет усталости от медитации, появится стойкий интерес к развитию ума, а интерес к обладанию материальными объектами угаснет. С шаматхой любая практика станет очень действенной. Досточтимый Учитель подчеркнул, что после развития шаматхи необходимо снова медитировать на все темы Ламрима для достижения релизаций.

Для развития шаматхи существуют разные объекты медитации, но драгоценный Учитель подчеркнул, что тот, кто хочет стать бодхисаттвой, должен погрузиться в медитацию на образ Будды.

Духовному практику необходимо знать качества безупречного сосредоточения: пребывание в однонаправленном сосредоточении без блуждания ума, высокая интенсивность ясности, безмятежность и блаженство, субъективная ясность.

Учитель поделился с учениками радостной новостью: в следующем году в доме шаматхи будет построена нерушимая мандала Ямантаки. Таким образом, дом шаматхи станет обителью божества Ямантаки, который будет помогать духовным практикам в достижении однонаправленного сосредоточения. Духовный Наставник объявил имена 21-го участника, которые приступят к развитию шаматхи в 2018 году.

Делегация геше-лхарамба во главе с досточтимым Чусангом Ринпоче из монастыря Сера Мей ночевали в доме шаматхи и сказали, что буддийская организация «Дже Цонкапа» реализует то, чего желает Его Святейшество Далай-лама, сохраняя теоретическое учение Будды и его практические реализации. Геше из монастыря Сера Мей сказали, что будут молиться о том, чтобы у практиков не было препятствий в развитии шаматхи и все они достигли реализаций. Монахи также решили построить дом шаматхи в своем монастыре Сера Мей с такой же звукоизоляционной системой для геше, которые заканчивают там обучение. Строительство дома шаматхи для монастыря Сера Мей пройдет в сотрудничестве с центрами буддийской организации «Дже Цонкапа». Досточтимый геше Джампа Тинлей подчеркнул, что это сотрудничество поможет сохранить учение Будды на долгое время. Учитель выразил искреннее желание, чтобы буддизм в будущем стал в широком смысле наукой об уме и чтобы любой желающий обрести безупречно здоровый ум мог бы добиться этого. По его мнению, буддийские знания об уме должны быть доступны не только ограниченному кругу буддистов, они должны стать достоянием широкого круга людей, в том числе и атеистов. На каждом из нас лежит ответственность за сохранение учения Будды, поэтому нам необходимо практиковать искренне с желанием достичь Пробуждения на благо всех живых существ.

Ученики досточтимого геше Джампа Тинлея выражают огромную благодарность своему Духовному Наставнику за неустанный труд на благо всех живущих. Мы восхищаемся и сорадуемся Вашим добродетелям! Пожалуйста, оставайтесь с нами, пока не пройдет сансара, вращайте колесо Дхармы ради всех живущих!