Очерк об осеннем цикле учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии

Летний цикл учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии начался 24 августа 2017 года и был посвящен учению о четырех благородных истинах, которое является фундаментом, стержнем всего буддийского учения.

Вначале Досточтимый Учитель сказал: «Если вы не будете заниматься чистой духовной практикой, все, что вы получите — это приятные звуки для ваших ушей. Скажите себе: «я не буду обманывать себя ради приятных слов». Когда ваш ум склоняется к восьми мирским дхармам, скажите себе: «не обманывай себя». Если ваше счастье зависит от временных внешних факторов, то и само счастье будет временным». Что является вечным фактором счастья? Это пресечение омрачений».

Те благие качества, которые у нас появляются на основе слушания учения и размышления об услышанном, не так надежны, как развитые на основе медитации с безупречным однонаправленным сосредоточением — шаматхой. Дромтонпа говорил: «Когда я получаю учение, я обдумываю его. Когда я обдумываю учение, я медитирую. Я никогда не разделяю слушание, размышление и медитацию». «Это очень хороший совет для вас», — сказал Учитель.

Четыре благородные истины — это стержень буддийского учения. Посредством указания на четыре благородные истины Будда защищает живых существ. Учение о четырех благородных истинах имеет три уровня объяснения: с точки зрения сущности, с точки зрения функции, и с точки зрения результата.

Передавая учение о четырех благородных истинах с точки зрения сущности, Будда сказал:

Вот благородная истина арьев о страдании,
Вот благородная истина арьев об источнике страдания,
Вот благородная истина арьев о пресечении,
Вот благородная истина арьев о пути.

Учение о четырёх благородных истинах с точки зрения их сущности содержит подробный анализ четырёх истин и их шестнадцати аспектов, а также детальный анализ двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения.

Передавая учение о четырех благородных истинах с точки зрения функции, Будда сказал:

Распознайте благородную истину о страдании,
Отбросьте благородную истину об источнике страдания,
Осуществите благородную истину о пресечении,
Созерцайте благородную истину о пути.

Нужно распознать наши собственные страдания, нужно сфокусироваться на всепроникающем страдании, и на это медитировать снова и снова. Всепроникающее страдание — это наши пять совокупностей (формы, ощущений, различения, формирующих факторов и сознания), рожденные под контролем омрачений. Рождение под контролем омрачений — наша дебютная ошибка в шахматной партии нашей жизни.

Рождение под контролем омрачений — стратегическая ошибка, из-за которой всё в жизни начинается страданием и заканчивается страданием. Рождаться и умирать по собственному выбору — вот самая главная свобода, которую можно обрести с помощью медитации. Главным препятствием на пути к такой свободе являются наши собственные омрачения.

Различают три коренных омрачения: неведение, привязанность и гнев. Они изображены на картине «Колесо сансары» в виде трех животных — свиньи, петуха и змеи. Из неведения возникает привязанность, из привязанности возникает гнев, а из-за гнева усиливается неведение. Все наши омрачения поддерживаются неведением. Поэтому, когда с помощью безупречной однонаправленной концентрации, шаматхи, мы обретаем понимание пустоты, омрачения начинаются разрушаться, и мы постепенно освобождаемся от сансары.

Полезно иметь дома изображение колеса сансары как напоминание о непостоянстве и смерти, о механизме сансары. Три омрачения, изображенные на нем (свинья, петух и змея), поддерживают друг друга, в результате чего возникают восемьдесят четыре тысячи омрачений. Это болезнь ума, из-за которой мы вращаемся в круговороте сансаре. Если мы разрушим механизм сансары, то обретем пресечение страданий, подобное луне, на которую указывает Будда на этой картине.

Передавая учение о четырех благородных истинах с точки зрения результата, Будда сказал:

Распознайте благородную истину о страдании, но распознавать нечего;
Отбросьте благородную истину об источнике страдания, но отбрасывать нечего;
Осуществите благородную истину о пресечении, но осуществлять нечего;
Созерцайте благородную истину о пути, но созерцать нечего.

Третья благородная истина — это безупречно здоровое состояния ума. Это то, чего следует достичь. Как это сделать? — Медитировать на благородную истину пути.

Благородная истина пути — это мудрость, напрямую познающая пустоту «я» и феноменов. В высшей буддийской философской школе, Прасангике Мадхьямике, говорится, что коль скоро явления возникают в зависимости от причин и условий, они пусты от самобытия. Досточтимый Учитель сказал: «Когда вы даже теоретически, не напрямую, поймете теорию пустоты, ваш ум очень сильно успокоится».

Для того чтобы развить мудрость, напрямую познающую пустоту, в первую очередь нужно развить безупречную однонаправленную концентрацию — шаматху. Шаматха очень важна, поскольку только с помощью нее можно развить бодхичитту и мудрость, познающую пустоту.

«С помощью этих двух лекарств сделайте свой ум безупречно здоровым», — сказал Учитель.

Досточтимый Геше-ла закончил этот цикл учений в Улан-Удэ ритуалом благословения божества мудрости Манджушри.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа