«Не позволяйте обстоятельствам контролировать вас – меняйте обстоятельства посредством здорового образа мышления»

Вновь праздник духа под московским небом, радость в наших сердцах – наш драгоценный Наставник даёт наставления по укрощению ума! В рамках осенне-весеннего цикла московских лекций в будние дни мы продолжаем слушать комментарии по развитию однонаправленного сосредоточения, основанные на Среднем Ламриме Дже Цонкапы, а по субботам получаем наставления по необычной Гуру-йоге. Как обычно, Учитель предваряет лекции общими советами, полезными в нашей повседневной жизни, большое внимание уделяет порождению правильной мотивации. Он напоминает нам, что любое действие наших тела, речи и ума, любая наша практика должны быть связаны либо с накоплением заслуг (самые большие заслуги за короткий срок можно накопить, порождая сильные любовь и сострадание к живым существам), либо с укрощением ума, последовательным приучением себя к позитивному образу мышления. Эти основополагающие практики встраиваются в троичную тренировку: тренировку нравственности, сосредоточения и мудрости.

Неважно, любят ли нас другие, невозможно изменить все внешние обстоятельства в свою пользу, важно нам самим взращивать любовь к другим, и это принесет нам огромную пользу. Великая сила любви и сострадания способна вырвать нас из адского пламени и вознести в чистые земли.

Чтобы отучить свой ум от негативного мышления и приучить к позитивному, необходимо каждый день думать о причине, сущности и функции этих состояний ума. Все негативные эмоции основаны на недостоверном познании, действуют как яд, из-за них мы вновь и вновь теряем наши жизни, а потом они ввергают нас в низшие миры. В противоположность им, причиной позитивных состояний ума является достоверное познание, по сути они – лекарство, их функция – помогать нам и другим, приносить счастье. Итак, что же нам выбрать? Ответ очевиден. Позаботиться о здоровье нашего ума помогает троичная тренировка: практика нравственности уменьшает грубые омрачения, практика сосредоточения практически сводит их на нет, а практика мудрости полностью избавляет ото всех видов омрачений.

Развитию однонаправленного сосредоточения мешают два фактора – блуждание и притупленность ума. Чтобы развить сосредоточение, надо выявить и устранить эти ошибки. Главное препятствие к развитию шаматхи – блуждание, то есть отклонение ума к объекту привязанности. Объектом блуждания является нечто приятное, более привлекательный объект, чем объект медитации; аспект блуждания – привязанность, отклонение к объекту привязанности; функция – не позволять уму пребывать на объекте медитации. Притупленность ума – это расслабленное, неактивное состояние, не позволяющее видеть объект медитации отчетливо и ясно. Распознав блуждание и притупленность, нужно применять соответствующие противоядия.

Если развивать внимательность и бдительность, сосредоточение постепенно будет становиться лучше. Если наша внимательность слаба, мы теряем объект и потом вспоминаем о нем далеко не сразу. Развивая внимательность, мы постепенно сокращаем перерывы в сосредоточении. Чтобы следить за возникновением блуждания и притупленности, нужна бдительность.

Бдительность порождается из внимательности. Внимательность подобна солнцу, а бдительность – солнечным лучам. Небольшая часть ума, наблюдающая за качеством сосредоточения, – это и есть бдительность. Важно развивать внимательность и бдительность еще до начала интенсивной медитации, можно развивать их в перерывах между сессиями, будучи внимательными к соблюдению своих обетов в отношении действий тела, речи и ума.

Ещё до начала медитации нужно устранить причины блуждания и притупленности. Общие причины блуждания и притупленности таковы: отсутствие контроля над органами чувств, неумеренное питание, неправильный режим сна, отсутствие бдительности, отсутствие контроля над телом, речью и умом.

Специфические причины возникновения притупленности ума: долгий сон, слишком расслабленный ум, отсутствие баланса между аналитической и однонаправленной медитацией, слишком расслабленное удержание объекта медитации, пребывание в затуманенном состоянии ума, отсутствие радости от удерживания объекта медитации. Специфические причины для возникновения блуждания: недостаточное отречение от сансары, слишком крепкое удержание объекта медитации, отсутствие взращивания энтузиазма, большое количество концепций, связанных с друзьями и родственниками.

Как только появятся блуждание или притупленность ума, нужно применять противоядия.

Противоядия от блуждания ума: ослабить удержание объекта медитации; напомнить себе, что в сансаре нет ни одного объекта, обладающего природой счастья, только нирвана есть настоящее счастье; опустить ниже объект медитации; затемнить комнату.

Противоядия от притупленности ума: крепче удерживать объект медитации; приподнять его повыше; добавить интенсивности и ясности объекту; ополоснуть лицо холодной водой; в крайнем случае можно использовать особую тантрическую технику: визуализировать свою притупленность в форме черного шарика в своем сердце, произнеся звук ПХАТ, представить, как шарик по центральному каналу вылетает через макушку.

Как развивать шаматху, применяя восемь противоядий от пяти ошибок медитации?

Четыре из восьми противоядий мы применяем от первой ошибки – лени. Вера в достоинства шаматхи и в свою способность ее развить подталкивают нас к развитию шаматхи. Вдохновение и энтузиазм поддерживают нас на пути, помогая справляться с ленью. Безмятежность, или податливость тела и ума, – абсолютное противоядие от лени.

Внимательность – противоядие от забывания объекта медитации. Практика нравственности, то есть контроль над действиями тела, речи и ума, – хороший способ развития внимательности. Бдительность – противоядие от блуждания и притупленности ума. На седьмой стадии развития шаматхи вы применяете противоядия, когда это необходимо, а на восьмой и девятой – пребывание в равностности, без привычного применения противоядий, становится единственным противоядием. На последней стадии сосредоточение становится естественным.

Благодаря равностности достигается ментальное погружение, когда объект медитации и субъективное сознание сливаются в недвойственном состоянии – это все равно что вы полностью отрезаны от этого мира и погружены в медитацию. Благодаря этому ментальному погружению обретается физическая безмятежность, а затем ментальная безмятежность. Вначале это состояние будоражит ум. Когда же безмятежность утончается, становится стабильной и неколебимой, вы обретаете шаматху.

Как продвигаться по девяти стадиям медитации с помощью шести сил и четырех способов вступления в медитацию? Знание критериев достижения каждой стадии и способов их достижения для развивающего однонаправленную концентрацию очень ценно. Первая стадия – установка ума на объекте медитации с помощью силы слушания. Способ вступления в медитацию – с усилием. Критерий достижения: пребывание на объекте медитации около одной минуты.

Вторая стадия – продолженная установка – достигается с помощью силы размышления (необходимо вновь и вновь размышлять об объекте медитации), вступление в медитацию с усилием, критерий – пребывание на объекте медитации около двух минут.

Третья стадия – возобновляемая установка, в отличие от второй стадии здесь новый отрезок внимания присоединяется к старому отрезку внимания беспрерывно, достигается эта стадия с помощью силы внимательности, способ вступления в медитацию – с прерыванием. Сила внимательности устраняет ошибку забывания объекта медитации.

Четвертая стадия – близкая установка – достигается также с помощью силы внимательности, вступление в медитацию с прерыванием. Здесь устраняется грубое блуждание и ум может пребывать на объекте медитации долгое время, но концентрация не будет чистой.

Пятая стадия – укрощение ума – достигается силой бдительности, вступление в медитацию с прерыванием. Ум укрощает грубую притупленность.

Шестая стадия – умиротворение – также достигается силой бдительности, вступление в медитацию с прерыванием. Здесь бдительность умиротворяет тонкое блуждание ума.

Седьмая стадия – полное умиротворение – достигается силой усилия, вступление в медитацию с прерыванием. Здесь устраняется тонкая притупленность ума.

Восьмая стадия – однонаправленность – достигается силой усилия, так как в начале медитации необходимо прикладывать небольшое усилие. Вступление в медитацию происходит без прерывания, так как нет ошибок медитации: ни блуждания, ни притупленности ума.

Девятая стадия – поглощение – достигается силой привычки. Так как вы длительное время осваивали медитацию, вы вступаете в неё спонтанно, вам не приходится прикладывать усилия. В голове появляется некая тяжесть, что является признаком того, что вы обретаете безмятежность ума, потом обретается безмятежность тела, открываются новые энергетические каналы, и вы испытываете блаженство. Когда взбудораженность от достижения безмятежности ума успокаивается, обретается шаматха.

Критерием достижения шаматхи является однонаправленное сосредоточение, побуждаемое физической и ментальной безмятежностью, ментальное погружение в объект медитации спонтанным образом без блуждания и притупленности, пребывание на нем сколь угодно долгое время.

Мы можем готовить себя к интенсивной медитации прямо сейчас: устранять лень, памятуя о достоинствах шаматхи и развивая веру в собственные силы; устранять, забывание объекта медитации, развивая внимательность. Для развития внимательности мы должны поддерживать нравственное поведение, для предотвращения блуждания и притупленности – медитировать на темы Ламрима. Хорошая подготовка будет залогом успешной интенсивной медитации.

Также Учитель передал наставления о том, как, опираясь на шаматху, вступить на мирской путь достижения дхьян мира форм и мира без форм, а также о вступлении на немирской путь шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв.

Драгоценный Наставник передал нам все инструкции к практике, указал путь к Пробуждению самым доступным способом, создал все благоприятные внешние условия для укрощения ума. Теперь дело за нами – воплотить учение на практике, повернуть ум к Дхарме, встать на путь, а на пути достичь реализаций!

Золотые советы Учителя:

Не переживайте по поводу тех, кто вас не любит. Радуйтесь тем, кто вас любит.

Не ищите хороших людей – сами станьте одним из них.

Не позволяйте обстоятельствам контролировать вас – меняйте обстоятельства посредством здорового образа мышления.

Жизнь с минимальными требованиями и максимальной приспособляемостью поможет вам изменять обстоятельства.