«Порождая прибежище в Дхарме, устремляйтесь к Дхарме Махаяны»

Если нами движет любовь, мы можем помогать кому-то, делать этот мир лучше, и в то же время сами будем становиться счастливее. В этот раз на лекциях в Уфе Геше-ла рассказывал о том, как можно по-настоящему полюбить себя и других. Обычно нас заботит, любят ли нас другие, но в действительности любовь других не сильно меняет нашу жизнь. Будды, бодхисаттвы, наши родители любят нас непрерывно, но это не делает нас счастливыми, а чужая похвала доставляет лишь мгновенное удовольствие. К тому же нереально добиться того, чтобы тебя все полюбили. Но полюбить всех существ действительно возможно, к тому же мы сами обретем от этого благо и счастье.

 

 

Однако чтобы полюбить других, для начала нужно научиться любить себя. Пока же мы испытываем привязанность к себе и другим, а не любовь. Романтическая любовь часто напоминает бизнес: «Я буду тебя любить, если ты полюбишь меня одного». В буддийском понимании любовь безусловна — это желание счастья другим. Чтобы любовь к себе и другим была по-настоящему мудрой и чистой, нужно понять, что такое подлинное счастье. Для этого Геше-ла дал учение о четырех благородных истинах с точки зрения их сущности, функций и результата. Сначала он объяснил сущность четырех истин, то есть наших страданий и счастья; затем он говорил о том, как это учение практиковать, чтобы устранить причины страдания и создать причины счастья; наконец, он рассказал о том, что нирвана — это бесповоротное освобождение, которое не потребует повторных усилий, а также о том, что с абсолютной точки зрения нет ни страдания, ни счастья, ни освобождения — все пусто от самобытия.

В лекции для членов центра «Тушита» Учитель объяснил, каковы благородные истины пресечения и пути в Махаяне. Так, для вступления на путь накопления в Махаяне необходимо развить не только отречение, но и бодхичитту. Вступив на путь накопления, бодхисаттва начинает взращивать мудрость. Постигнув пустоту напрямую, он обретает абсолютную бодхичитту, которая и становится благородной истиной пути. Истина пресечения в Махаяне — устранение не только всех омрачений, но и препятствий к всеведению, Свабхавикакая. «Порождая прибежище в Дхарме, устремляйтесь к Дхарме Махаяны, третьей и четвертой благородным истинам с точки зрения Махаяны», — говорил Учитель. В конце этой лекции Геше-ла дал некоторые наставления о ретрите по Ямантаке, а также технику для развития сосредоточения через йогу божества.

В последний день пребывания Учителя в Уфе был пикник в Булгаково. Также Геше-ла благословил место для строительства нового Дхарма-центра и определил с учениками планы строительства и развития центра. В тот день несколько учеников сделали очень большие подношения на цели развития Дхармы — это был отличный повод для сорадования! Уфа будет ждать встречи с Учителем через год, а мы простились с ним ненадолго, до учения на Байкале.