Четыре благородные истины как фундамент отречения и бодхичитты

С 26 по 29 мая 2018 г. драгоценный Учитель геше Джампа Тинлей даровал учение по четырем благородным истинам в Новосибирске. Это великое учение отражает самую суть буддизма. Именно его Будда Шакьямуни передал своим первым пяти ученикам. Будда изложил его в четырех строках, и ученики сразу поняли их смысл и погрузились в медитацию, а выйдя из нее, достигли реализаций. В тот день впервые в Варанаси было установлено практическое учение и учение реализаций. Геше-ла из великого сострадания разъяснил нам смысл этих строк с точки зрения их сущности: «Вот истина арьев о страдании». Первое слово «вот» указывает на наши пять совокупностей, рожденных под властью омрачений. Они имеют природу страдания, и арьи это ясно видят. Наша главная стратегическая ошибка – рождение под контролем омрачений. «Вот истина арьев об источнике». Здесь слово «вот» указывает на наши омрачения и отпечатки негативной кармы. Обычно мы думаем, что наши проблемы возникают из-за внешних объектов и обстоятельств, но наш подлинный враг – омрачения, а живые существа, которых мы считаем врагами, были нашими добрыми матерями. Сейчас мы прямо или косвенно зависим от всех живых существ.

«Вот истина арьев о пресечении». Слово «вот» указывает на ум, полностью свободный от омрачений, вечный фактор нашего счастья. Все объекты пяти видов чувственного восприятия временны, Геше-ла подчеркнул, что нам не следует слишком на них полагаться. Покой, умиротворение пребывают в природе нашего ума, но сейчас не могут проявиться из-за беспокоящих факторов. Когда они исчезнут, покой ума проявится сам собой. «Вот истина арьев о пути». «Вот» указывает на мудрость, напрямую познающую пустоту, которой сейчас у нас нет. Она станет противоядием от неведения, цепляющегося за несуществующий способ бытия феноменов. Явления существуют не так, как мы думаем. Нам они представляются прочными, независимыми, самосущими. На основе этого ложного представления возникает эгоистичный ум, а вслед за ним – все сансарическое существование. Учитель подчеркнул, что пока у нас нет полного противоядия от неведения, нам нужно практиковать терпение к трудностям, уподобиться воде, которая огибает все препятствия: не паниковать, а приспосабливаться. Случиться может все, что угодно.

Геше-ла также разъяснил учение о четырех благородных истинах с точки зрения функций, чтобы мы знали, как их использовать в своей практике. «Распознайте благородную истину о страдании» – нам необходимо распознать три вида страдания. О страдании страданий Учитель посоветовал размышлять на основе не наших повседневных бед, а нестерпимых длительных мучений существ низших миров. За бесчисленное существование в сансаре мы создали все причины для рождения в низших мирах, вопрос только в совпадении условий. Критерием распознания страдания страданий является порождение прибежища и прекращение создания причин рождения в низших мирах. Критерий распознания страдания перемен таков: вас больше не привлекают мирские объекты, ваш интерес полностью сосредоточен на развитии шаматхи. Когда вы приходите к пониманию всепроникающего страдания, вы хотите развить випашьяну. Новосибирские ученики, подобно первым ученикам Будды, старались понять это учение, освобождающее от страданий.

Учитель из великого сострадания даровал ученикам благословение Белой Тары. Это лучшая помощь ученикам в момент их смерти. Геше-ла сказал: «Даже если у вас много отпечатков негативной кармы и мало позитивных, но если в момент смерти вы вспомните о Таре, с которой у вас установлена связь, на одну жизнь вы точно не переродитесь в низших мирах». Драгоценный Геше-ла как подлинный наставник Махаяны неустанно взращивает в нас любовь и великое сострадание. В этот раз Учитель подчеркнул, что у нас нет другого выбора: «В любой трудной ситуации используйте позитивные состояния ума, гнев и другие омрачения только ухудшат ваше положение».