«Мне нужно пробудиться от иллюзий!»

С 1 по 21 апреля 2019 года, после шестимесячного ретрита по развитию однонаправленного сосредоточения, досточтимый геше Джампа Тинлей даровал цикл учений в Московском буддийском центре Ламы Цонкапы. В первых лекциях весеннего цикла драгоценный Наставник дал своим ученикам сущностное наставление: для успешного развития шаматхи во время длительного ретрита необходимо понимание четырёх благородных истин. Он даровал невероятно глубокие и тонкие учения по четырём благородным истинам с точки зрения их сущности, функции, функции и результата, опираясь на такие буддийские тексты, как «Ламрим Ченмо», «Абхисамаяаламкара» и «Бодхичарьяаватара».

В начале весеннего цикла учений драгоценный Учитель предостерёг своих учеников от пребывания в иллюзии долгой жизни, иллюзии безопасности, когда ум находится под властью омрачений, а также иллюзии правильности суждений о себе и других. Духовный Наставник напомнил, что с каждой минутой мы неминуемо приближаемся к смерти, поэтому нам нужно обрести надёжную защиту. Такой защитой является прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. После смерти, если не вылечимся от болезни омрачений, мы опять вынужденно родимся под контролем омрачений, и это круговорот сансары. Сейчас наши представления о себе, других и природе реальности ложны, потому что не опираются на мудрость постижения пустоты. Нам нужно использовать драгоценное время человеческой жизни для того, чтобы развить мудрость постижения пустоты и подсечь сансару под корень.

Досточтимый геше Джампа Тинлей напомнил своим ученикам, что в практике Махаяны корнем всех духовных реализаций является преданность Гуру. Великий Учитель Цонкапа говорил, что людям, живущим во времена упадка, трудно обрести правильное понимание Дхармы, а также изменить своё поведение на уровне тела, речи и ума из-за привычки к омрачениям, идущей из прошлых жизней, и малого количества заслуг. Поэтому сейчас для достижения всех духовных реализаций особенно важна чистая преданность Духовному Наставнику и опора на Поле заслуг. Практика Гуру-йоги очень эффективна для нас, потому что помогает накапливать заслуги, очищаться от негативной кармы, во время каждой сессии ретрита подготавливает ум к медитации.

Геше-ла вновь повторил, что в основе правильной мотивации во время получения учения, духовной практики, а также мирских дел должно быть глубокое понимание четырёх благородных истин, то есть достоверное воззрение о природе счастья и страданий. Благодаря реализации четырёх благородных истин мировоззрение становится здоровым, желание помогать другим возникает естественно и спонтанно, устремление двигаться к освобождению и Пробуждению ради блага всех живых существ будет стабильным и непоколебимым, при этом эгоистичная чувствительность к собственным страданиям начнёт уменьшаться, а чувствительность к страданиям других – возрастать. Благодаря пониманию четырёх благородных истин мы сможем изменить механизм работы ума, и тогда мудрость постижения пустоты станет премьер-министром в государстве нашего ума, щедрость – министром экономики, терпение – министром обороны, а нравственность – министром культуры.

Досточтимый геше Тинлей отметил, что в эпоху развития искусственного интеллекта человеческое сознание уступает операционным системам по скорости обработки информации, объёму хранения данных, способности анализировать факты и цифры. При этом сознание живого существа, в отличие от искусственного интеллекта, способно уменьшать свои негативные качества и развивать позитивные, испытывать любовь и сострадание, а также создавать эффективные и этичные решения для улучшения качества жизни с учётом постоянно меняющихся условий жизни. Всё это возможно благодаря реализации четырёх благородных истин.

Драгоценный Наставник сказал, что последователь учения Будды внешне должен хранить строгую нравственность, как практикующие Хинаяну, внутри испытывать сильные любовь и сострадание, как практик Махаяны, а тайно осуществлять практику тантры. Духовный Наставник советует каждый день обдумывать полученное учение и не позволять омрачающим мыслям овладевать умом.

Досточтимый геше Джампа Тинлей напомнил, что каждое слово Будды является наставлением для достижения Пробуждения. Чтобы достичь состояния будды, необходимо практиковать полный поэтапный путь к просветлению, следовать всем советам Будды Шакьямуни и рассматривать каждое его слово как наставление.