Развивая сосредоточение, мне трудно удержать свой ум на образе. Что бы Вы мне посоветовали?

Данные о себе
Имя: 
Олег
Город: 
Элиста

Вопрос: У меня возникают трудности с визуализацией, да и с медитацией на объекте, так как ум очень быстро начинает «проникать в объект», не в силах остановиться и сконцентрироваться на образе. В частности, при концентрации на любом образе ум быстро «разбирает» его до ощущений цвета и пытается проникнуть в цвет, но здесь останавливается, будто срабатывает некая самозащита. При попытке сконцентрироваться на любом образе будды образ быстро «разбирается» на собственно образ и будду как непосредственное указание на него. Но концентрация на «чистом» будде или даже Ваджрасаттве быстро останавливается из-за очень мощных возникающих энергий, и ум уходит в сторону... Что бы Вы мне посоветовали?

Ответ: Когда Вы пытаетесь развивать однонаправленное сосредоточение на объекте, не забывайте о пяти ошибках медитации. (См. книгу Геше Тинлея «Шаматха». — Прим. ред.) Сейчас Вы совершаете вторую ошибку, которая заключается в неспособности удержать свой ум на объекте медитации. Вы все время его теряете... Эта ошибка встречается у всех тех, кто занимается медитацией. Поначалу никто не может длительное время удерживать концентрацию на объекте: ум начинает блуждать, объект медитации вытесняется другими образами или мыслями, сознание замутняется... Таков естественный механизм работы нашего ума.
Основным противоядием от данной ошибки является развитие внимательности. Развивайте внимательность в повседневной жизни — не только тогда, когда сидите в медитации. Когда Вы просыпаетесь утром, осознавайте все движения своего тела, все свои слова... Также будьте внимательны к своим мыслям. Когда Вы пьете чай, делайте это осознанно, не позволяйте своему уму цепляться за разные концепции, воспоминания, например, о том, что сказал тот или иной человек... Просто пейте чай, особо ни о чем не думая. Если же Вам надо решить какой-то важный вопрос, целиком сконцентрируйтесь на нем, анализируя все возможные варианты своих действий и последствия, которые они за собой повлекут. Взвесьте все преимущества и недостатки того или иного решения. И когда, наконец, найдете оптимальный вариант, на этом и остановитесь. И не позволяйте эмоциям брать верх над своим здравым смыслом, думая: «Умом-то я понимаю, что нужно поступить так, но сердце подсказывает мне другое...» Так Вы не решите проблему. Старайтесь осознавать, что происходит в Вашем сознании. Когда в уме много концепций, им могут легко завладеть негативные эмоции, которые и будут диктовать нам свою волю. Это помешает нам развить в себе внимательность.
В таких традициях, как Тхеравада, широко применяется так называемая «медитация при ходьбе». В тибетском буддизме такого понятия нет. Тем не менее, когда Вы куда-то идете, старайтесь сконцентрироваться на самом процессе ходьбы и осознавайте все свои движения. Так же осознанно относитесь и к другим своим занятиям. Благодаря этому Ваш ум с каждым днем будет становиться все сильнее, и, соответственно, вы будете более уверены в своей медитации. Начиная сессию, скажите себе: «Я буду сохранять внимательность и не позволю своему уму отклоняться в сторону от объекта медитации». Затем с этой решимостью приступайте к однонаправленному сосредоточению на объекте. Постепенно вы сможете сохранять концентрацию все дольше.
Но вначале Ваши медитативные сессии не должны быть слишком длинными — это очень важно! Помедитируйте две-три минуты, потом откройте глаза, немного отдохните и вновь приступайте к медитации. Это поможет Вам поддерживать чистоту своей концентрации. Так Вы постепенно будете продвигаться вперед.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа