Как Вы прокомментируете высказывание Гуру Ринпоче: «Мадхьямики омрачены привязанностью к крайностям Двух Истин»?

Данные о себе
Имя: 
Николай
Фамилия: 
Рязанцев
Город: 
Индия

Вопрос: Дорогой Геше-ла, таши делек! Спасибо за огромную помощь, которую Вы оказываете, работая в России. Как Вы прокомментируете высказывание Гуру Ринпоче, извлеченное из «Самоосвобождения благодаря видению обнаженной осознанности»: «Мадхьямики (умственно) омрачены привязанностью к крайностям Двух Истин». Извлечено из статьи А. Щербакова «Восхождение к пустоте». Еще раз большое спасибо за Ваш труд.
 
Ответ: Я никогда не встречал такого высказывания Гуру Ринпоче, поэтому не могу сказать, действительно ли оно принадлежит Падмасамбхаве. Если эта цитата из Гуру Ринпоче подлинна, то, я уверен, что когда он говорит, что мадхьямики омрачены привязанностью к крайностям Двух Истин, он имеет в виду мадхьямиков сватантриков, но не мадхьямиков прасангиков. Дело в том, что мадхьямики сватантрики не признают истинного существования вещей, однако убеждены, что на относительном, условном уровне вещи все же имеют самобытие, так как существуют в силу собственных свойств, или собственных характеристик. А вера в самобытие продолжает вызывать привязанность. Утверждая, что относительная истина самосуща, сватантрики привязываются к двум истинам. Прасангики же не признают никакого истинного существования, никакого самобытия, никаких собственных характеристик явлений. Поэтому прасангики свободны от двух крайностей. Они свободны от всякого цепляния за истинность вещей и за их самобытие и, в силу этого, ничто не может вызвать у них привязанность.
     Что касается Мадхьямики, то Мадхьямика Прасангика есть конечное воззрение Будды, раскрытое Нагарджуной. Все великие учителя — Гуру Ринпоче, Миларепа, Марпа, Атиша, лама Цонкапа, разделяли это воззрение. Сам Будда в своих пророчествах сказал о том, что через пятьсот лет после его ухода придет наставник Нагарджуна, который безошибочно раскроет его конечное воззрение.
     Таким образом, любое учение, которое противоречит воззрению Нагарджуны, или воззрению Мадхьямики Прасангики, совершенно очевидно не является конечным воззрением Будды Шакьямуни. Кто бы ни давал учение — тибетский лама или человек другой национальности, — его слова непременно должны быть основаны на воззрении Нагарджуны, которое является основным критерием подлинности всех учений. Даже если бы учения Гуру Ринпоче, Миларепы или ламы Цонкапы противоречили воззрению Нагарджуны, они, без всякого сомнения, были бы признаны ложными. А подлинность учений Нагарджуны подтверждена непосредственным пророчеством самого Будды Шакьямуни. Это очень важно понимать.