Что такое намерение и какова его причина и механизм формирования?

Данные о себе
Имя: 
Без имени (архив)
Город: 
Уфа

Вопрос: Что такое намерение? Можно ли сказать, что намерение — это действие ума? Что является причиной намерения? Каков механизм формирования намерения? Намерение и желание — это тождественные понятия?
 
Ответ: Обычно намерение называют кармой. То есть, карма — это намерение. Каждое действие является следствием намерения, и без намерения мы ничего не смогли бы совершить. Действия тела и речи — это так называемый «путь кармы», который исходит от намерения. Действия тела и речи — это также карма, но первичной и основной кармой считается именно намерение. Основная карма — намерение — осуществляется посредством действий тела и речи, поэтому последние и называются «путем кармы». Именно таким образом мы совершаем действия и создаем позитивную и негативную карму. Самое по себе намерение не является негативным или позитивным. Существуют два вида намерения — намерение навредить и намерение помочь. Намерение навредить называют негативной кармой, а намерение помочь — позитивной кармой. Так что намерением вовсе необязательно является негативная эмоция.
     Причина намерения — это неведение. В сансаре любое намерение является следствием неведения. Сначала порождается неведение, а за ним следует карма. А карма означает намерение. Итак, из-за неведения, то есть, непонимания абсолютной природы феноменов, возникает намерение, связанное с желанием чего-то или нежеланием чего-то. Даже позитивное состояние ума возникает на основе представления об истинном бытии.
     Когда же мы устраняем неведение, и его место в нашем уме занимает мудрость, эта мудрость порождает так называемое незагрязненное намерение. Итак, мудрость, познающая пустоту, порождает незагрязненную карму. Эта карма становится непосредственной причиной достижения состояния будды. А любое другие намерение, основанное на неведении, даже если они позитивно, даже если сострадательно, не может стать такой причиной, за исключением сильной бодхичитты. Если в уме еще нет мудрости, познающей пустоту, но зато породились сильные чувства отречения и бодхичитты, они могут стать причиной освобождения. А все остальные позитивные чувства — просто желание кому-то помочь, просто доброта и желание практиковать даяние — становятся источником дальнейших рождений в сансаре. Например, они могут привести к рождению в сансаре богатым человеком или к благополучию в сансаре, но не могут стать причиной нирваны, причиной освобождения.
     В Ламриме очень четко объясняется, что существует ряд весомых объектов кармы, все действия по отношению к которым могут стать причиной освобождения. Эти объекты — Будда или ваш духовный наставник. А в остальных случаях, какую бы позитивную карму вы ни создавали без отречения, бодхичитты и мудрости, познающей пустоту, она приведет лишь к более благополучному рождению в сансаре, но не сможет стать причиной освобождения.
     Итак, загрязенная карма бывает как негативной, так и позитивной. Эта загрязненная карма берет начало в неведении. Механизм порождения загрязненной кармы основан на неведении. А механизм порождения незагрязненной крамы основан на мудрости, познающей пустоту.
     В общем, без познания пустоты возможно породить в себе настоящее отречение и настоящую бодхичитту. Те, кто достиг пути накопления, уже имеют спонтанное отречение и бодхичитту, но еще не обрели прямого познания пустоты. А когда бодхисаттвы достигают союза шаматхи и випашьяны, основанного на (концептуальном) познании пустоты, они переходят на путь подготовки.
     В то же время, следует учитывать, что с точки зрения достоверности все реализации Ламрима до познания пустоты являются не вполне достоверными, то есть, они основаны на ошибочной видимости вещей как самосущих. Но при этом даже без познания пустоты можно достичь спонтанной реализации бодхичитты и других качеств.