Если человек не имеет возможности общаться с учителем, сможет ли он постичь пустоту напрямую?

Данные о себе
Имя: 
Бат — Орших Хунбиш
Город: 
Улан-Батор

Вопрос: Здравствуйте, я рад, что узнал о Вас, и рад, что прочитал Вашу великолепную книгу «Ум и Пустота». Я из Монголии. Возможно, я несколько лет назад начал думать о пустоте, не так усердно, но достаточно, чтобы не забыть об этом. Почему я начал думать о пустоте, не знаю, но когда мне действительно было трудно, эти размышления о пустоте мне очень помогли. Порой бывает, что мне хочется просто сидеть и думать. Какое-то время это даже вошло в привычку. Но теперь кажется, что после чтения Ваших книг мне хочется все больше узнать о пустоте. Мне сейчас скоро 24. Порой мне в шутку думается: как только я достигну 40 лет, я буду отрекаться от всего мира и уединюсь в горах. Другим это кажется необычным. Да, необычным! Обычные люди, конечно, так не думают. Но я родился человеком, не хочу пропадать зря. Хотелось бы спросить: если у человека нет возможности быть около Учителя и спрашивать его, правильно ли он практикует или нет, и при этом у него есть неимоверное усердие постичь пустоту напрямую, то есть ли у него возможность достичь этого?
Ответ: Нужно сказать, что учение о пустоте понять очень трудно. Для этого необходимо накопить высокие заслуги. Более того, нужно систематически получать учение от Духовного Наставника, а также проводить с ним диспуты, чтобы проверять, насколько правильным является ваше понимание. Диспут — это проверка верности вашего понимания. Именно таким образом вы его углубите. Если же вы не проводите диспутов, а просто получаете учение, то у вас будет складываться впечатление, что вы все понимаете. Но если не будет проверки, то один-два диспута, и все ваши представления разбиты. А причина — отсутствие фундамента.
     Прямое познание пустоты находится крайне далеко. Даже простое концептуальное постижение пустоты обрести не просто. Поэтому без Духовного Наставника это очень трудная задача. Я говорю не о простом духовном наставнике, а о подлинном Мастере, имеющем глубокое понимание пустоты, кто сам изучал эту тему долгое время, медитировал на нее. Такой Духовный Наставник может вам помочь немного понять пустоту, уловить ее проблеск. А реализация прямого постижения пустоты от вас совсем далеко. Это очень высокий уровень. Когда вы напрямую познаете пустоту, вы становитесь арьей. А чтобы стать арьей, сначала вам необходимо развить бодхичитту. Без бодхичитты невозможно стать арьей махаяны. А породить бодхичитту тоже не просто. Поэтому вам необходимо знать: на первом пути — пути накопления — людям необходимо породить бодхичитту. На втором пути им необходимо концептуально познать пустоту с помощью шаматхи. Без шаматхи вы не вступите на второй путь — путь подготовки. Третий путь называется путем видения, здесь пустота познается напрямую. Поэтому прямое познание пустоты — это очень и очень трудная задача. Сегодня в нашем мире, даже в тибетском сообществе очень мало людей, имеющих прямое познание пустоты. Это совсем не просто.
     Поэтому я могу дать вам такой совет. Очень хорошо, что вас интересует учение о пустоте. Но то, что вы поняли, даже не близко к истинному пониманию пустоты. Следует это знать. В настоящий момент очень важно читать книги о четырех Благородных Истинах, законе кармы. Читайте больше базовых учений. Иначе, если вы будете читать книги только о пустоте, вы можете впасть в другую крайность — крайность неконцептуального. А это не будет отличаться от глубокого сна. Ум будет становиться все тупее и тупее, потому что не будет порождать концептуальных мыслей. К примеру, если вы не думаете о своих проблемах, ваших проблем становится немного меньше, но это не значит, что вы нашли противоядие. Потому что вы просто не думаете о проблемах. Теперь, когда вы говорите «все пусто», вы думаете, что ничего не существует. Но на самом деле благодаря пустоте от истинного существования механизм причины и следствия работает очень четко. Поэтому вам нужно быть крайне осторожным.
     Итак, я даю учение по Ламриму на Байкале, и если у вас есть время, приезжайте туда. Также раз в год я буду посещать Монголию, в августе. Приходите, получайте учение, и оно поможет вам заложить фундамент. В начале по-настоящему важно заложить хороший фундамент. Все остальное приложится. Желаю Вам всего наилучшего. Я очень рад, что Вас интересует Дхарма. Очень важно по этому пути следовать шаг за шагом.