Не могли бы Вы рассказать о четырех аспектах Первой Благородной Истины и о том, как происходит закрепление мысли на этих аспектах при однонаправленном сосредоточении?

Данные о себе
Имя: 
Сергей
Город: 
Москва

Вопрос: Уважаемый Геше! Не могли бы Вы рассказать про четыре аспекта Четырех Благородных Истин, в частности, о четырех аспектах Первой Истины — непостоянстве, страдательности, пустоте, отсутствию самости?.. И о том, каким образом происходит закрепление мысли на этих аспектах при однонаправленном сосредоточении? Спасибо.

Ответ: Четыре Благородные Истины — это очень важное, основополагающее учение в буддизме. Особенно важно усвоить шестнадцать аспектов Четырех Истин. Множество великих мастеров прошлых времен достигли высоких духовных реализаций, медитируя на эти шестнадцать аспектов. Но самой существенной здесь является медитация на четыре аспекта Первой Благородной Истины — Истины о страдании. В этих четырех аспектах, которые подобны четырем печатям Дхармы, заключена вся буддийская философия.
Итак, вы должны знать четыре аспекта Благородной Истины о страдании, то есть сансары. Это знание расширит границы вашего ума. Первый аспект сансары — непостоянство. Здесь следует различать грубое и тонкое непостоянство. Грубое непостоянство состоит в том, что мы рождаемся в одном из шести миров сансары, затем умираем и вновь воплощаемся в одном из шести миров. Наше положение в сансаре нестабильно: мы все время рождаемся под властью своих омрачений и умираем, не зная, где родимся в следующий раз... Шаткость нашей сансарической ситуации не дает нам ни минуты отдыха. Где и кем бы мы ни родились, наше положение везде небезупречно. Итак, этот круговорот рождений и смертей в сансаре, сопровождающийся мучениями от болезней и старения, и представляет собой грубую форму непостоянства, первого аспекта Истины о страдании.
А тонкое непостоянство заключается в том, что феномены, зависящие от причин и условий, с каждым мгновением разрушаются. Все ваше богатство и имущество, все, чем вы владеете, — непостоянно, потому что зависит от причин. Поскольку все эти объекты зависят от причин, они не являются независимыми. Поскольку они не являются независимыми, они ежесекундно разрушаются. А раз они разрушаются, привязываться к ним глупо.
Почему мы вращаемся в сансаре? Как говорил Будда, основная причина в том, что мы привязаны к сансарическим благам: «Это мой дом, моя машина»... Все эти объекты непостоянны, поэтому, когда рано или поздно мы их теряем, это вызывает у нас депрессию. Задумайтесь: в основном в этом мире люди страдают из-за сильной привязанности к объектам, которые на самом деле ненадежны и непостоянны. Они думают, что эти объекты принесут им счастье, и для них они становятся смыслом жизни. Когда же мы теряем эти объекты или не получаем желаемого, для нас это катастрофа, трагедия. Мы впадаем в тоску и депрессию. Задавшись целью во что бы то ни стало заполучить желанный объект, мы прибегаем к неверным методам. Из-за этих ошибочных действий страдаем и мы сами, и другие... Основная причина насилия и агрессии в этом мире — чрезмерная привязанность к сансарическим объектам. Но нам нужно осознать, что истинная природа всех этих вещей подобна природе облака. Каким бы прекрасным ни казалось нам облако в небе, оно уже через несколько мгновений изменит свою форму и затем рассеется... Поэтому взрослый человек никогда не привяжется к облаку, зная, как оно невечно. Не имея этой привязанности, он не расстраивается, когда оно меняет свою форму. Дети же этого не понимают и плачут, когда облако исчезает.
Точно так же одной из основных причин порождения у нас негативных эмоций является непонимание непостоянства феноменов. Поэтому крайне важно медитировать на первый аспект Первой Благородной Истины. Когда у вас на теле нарыв, нужно удалить весь гной — тогда рана полностью заживет. Если же гной не удалять, а лишь остужать нарыв холодной водой, обкладывать его льдом, боль утихнет, но проблема останется...
Таким образом, подобная медитация очень полезна для полного исцеления нашего ума от болезни омрачений. Об остальных аспектах Четырех Истин я расскажу в одной из своих лекций — эта тема слишком обширна для интервью.