Если все вокруг пусто, в т.ч. и страдания, тогда зачем избавлять существ от страданий?

Данные о себе
Имя: 
Наташа Смирнова
Город: 
Новосибирск

Вопрос: Досточтимый Геше! Если всё вокруг пусто, то пусты и все живые существа... Тогда и страдания их пусты, страданий тоже нет, т.к. страдать некому. Зачем же избавлять существ от страданий? Избавлять-то некого и не от чего... Может быть, и ады тоже пусты и страданий в них нет? Или я всё перепутала?

Ответ: Когда мы говорим, что все феномены пусты от самобытия, мы не имеем в виду то, что всех феноменов не существуют. Речь идет лишь об их пустоте от самобытия. Чтобы понять, что это такое, сначала мы должны понять, что есть самобытие. Что остается после отрицания самобытия вещей? Остаются просто номинально существующие феномены. Итак, феномены все же существуют, мы их не отрицаем... Но они существуют не так, как вы их воспринимаете. Если вы исследуете, какими вам являются все феномены этого мира, то поймете, что они кажутся вам самосущими, существующими по своей природе... Таких феноменов не существует. В ходе логического анализа можно прийти к выводу о том, что феномены существуют не так, как они нам видятся. Возьмем, к примеру, воду. Что такое вода? Это H2O. Н — не вода, О — также не вода. Где же вода? Сколько не ищите, вы не найдете в этом соединении ни единой частицы, которая была бы водой. Но это означает лишь, что нет самосущей воды. Однако когда кислород и водород соединяются, это соединение мы называем водой. Итак, вода — лишь название, данное этой основе.
В буддизме говорится, что все феномены зависят от названия, обозначения, присвоенного мыслью. Не существует никаких объективных, конкретных, плотных вещей, которые бы не зависели от мысленного обозначения. Нет никакой самосущей воды, но, несмотря на это, воду можно пить, ее можно ощутить. И нет никакого самосущего огня — это лишь название, данное объектной основе... Но, если вы сунете палец в огонь, то обожжетесь.
Поэтому, как гласит Мадхьямика Прасангика, в свете пустоты от самобытия непогрешимо работает принцип взаимозависимости всех феноменов. А взаимозависимость, номинальное существование, ничем не противоречит пустоте от самобытия. В «Сутре сердца» сказано: «Форма есть пустота, пустота есть форма». Пустота формы от самобытия и взаимозависимость формы составляют два аспекта единого целого. Итак, мы должны понять эти две истины: относительную и абсолютную. Относительная истина состоит в том, что форма существует зависимо, а абсолютная гласит, что эта форма пуста от самобытия. В данном случае мы рассматриваем форму с двух разных точек зрения, но эти два ее аспекта составляют единое целое.
Итак, как только вы поймете, что эти две истины не противоречат между собой, вам станет ясно, что живые существа, будучи пустыми от самобытия, при этом зависят от многих факторов. В силу этой зависимости, если они создают благие причины, они испытывают на себе и благие следствия этих причин. Если же они создают неблагие причины, результаты будут такими же неблагими для них. Пустота от самобытия допускает существование взаимозависимости и кармы, сансары и нирваны... Все возможно — именно благодаря тому, что все пусто от самобытия. Вот если бы феномены существовали истинно, то, по словам Чандракирти, Четырех Благородных Истин бы не было. Потому что, если бы явления были истинно существующими, они не зависели бы от причин. Если бы они не зависели от причин, они бы были неизменны, статичны. А значит, и не порождали бы никаких следствий... Тогда мы не могли бы вести речь о первых двух Благородных Истинах — о страдании и источнике страдания, так как страдания были бы статичны, вечны, не зависели бы от причин. И страдание было бы неустранимо. А в этом случае не существовало бы и Третьей Благородной Истины о пресечении страдания, и Четвертой — о пути к пресечению страдания... Таким образом, очень важно помнить слова Чандракирти о том, что, благодаря пустоте от самобытия, возможно все — и страдание, и освобождение от страдания.