Я сегодня получила практику Чод. Можно ли мне ее делать, если я даже предварительные практики не делаю? Я немного напугана.

Данные о себе
Имя: 
Марина
Фамилия: 
Максимова
Город: 
Москва

Вопрос: Здравствуйте. Я сегодня получила практику Чод, но получила ее совсем неожиданно. Дело в том, что я давно уже не ходила в Дхарма-центр и почти не делала практик, а на посвящении давали обязательство практиковать, но при этом сказали, как это серьезно, и что это наивысшая практика... Можно ли мне ее делать, если я даже предварительные практики не делаю? Я немного напугана. Как мне поступить? Подскажите, пожалуйста.
 
Ответ: Тантрические практики, практика Чод являются практиками высшего уровня. В начале делайте упор на базовые практики: изменение образа мышления — развитие здорового мышления, накопление заслуг, очищение негативной кармы, — все они очень важны. А все, что Вы получите в дополнение к этому: тантрические посвящения, Чод и т.п. — делайте в сжатой форме, чтобы просто не нарушать взятое обязательство. Я всегда говорю: основной упор делайте на взращивании здорового мышления, читайте больше буддийских книг, старайтесь пробудить свой ум, сделать его глубже, стабильнее, здоровее и сильнее. Тренировка ума — это самое важное. Я Вам советую основной акцент делать на тренировке ума. А все остальные практики — Тантра и т.п. — в будущем не составят для Вас труда. Сначала натренируйте свой ум, сделайте его стабильнее, глубже и мудрее. Вот, что я могу Вам посоветовать.
     Чаще читайте Ламрим. Нет такого текста, который превосходил бы Ламрим. В этом труде весь Путь расписан по шагам. Это не я Вам советую, а это совет всех будд. Учение всех будд в сжатом виде — это Ламрим. Если все будды соберутся вместе и кратко структурно изложат Учение, его содержание будет точь-в-точь соответствовать содержанию Ламрима. Ламрим — это основополагающее Учение, включающее в себя все восемьдесят четыре тысячи томов Учения Будды. Иметь возможность изучать этот труд — несказанная удача.
     Хотя бы немного понять то, о чем говорится в Ламриме — вот настоящая реализация, гораздо более высокая, чем умение летать. Однажды Атиша спросил у Дромтонпы: «Что бы ты предпочел: получить общее понимание Ламрима или обрести ясновидение?» На это Дромтонпа сказал: «Во многих предыдущих жизнях я владел ясновидением, но до сих пор я в сансаре. Если бы в своих далеких предыдущих жизнях вместо ясновидения у меня было общее понимание тем Ламрима, грубое представление всего Пути, на сегодня я был бы уже свободен от сансары». Атиша ответил: «Правильно!»
     Если у Вас есть хотя бы грубое представление Ламрима, я говорю даже не о результате медитации, а об общем понимании прочитанного: «А, теперь я начинаю понимать, каким образом можно решить проблемы. Теперь в целом, теоретически я понимаю, что мои проблемы можно решить. Все мои нежеланные страдания можно пресечь. Вот единственный путь решения моих проблем», — у Вас появится особое вдохновение. Это, как если человек находится в тюрьме, и ему рассказывают, что есть хоть и не легкий, но верный способ оттуда бежать. Такие знания станут для этого заключенного источником вдохновения: «Ага, у меня появился шанс совершить побег. Теперь мне нужно шаг за шагом все тщательно подготовить, чтобы однажды отсюда бежать». Если Вы подобным образом грубо понимаете Ламрим, то драгоценное отречение — вдохновение достичь освобождения — возникнет у Вас само.
     До тех пор, пока Вы не обрели это драгоценное состояние ума — желание освободиться от омрачений и достичь нирваны, пусть даже не спонтанное, а хотя бы искусственное, — что бы Вы ни делали, Вы не будете создавать причин достижения просветления. Какую бы мантру Вы ни читали, как бы красиво ни звонили в колокольчик, — все эти действия станут лишь причинами Вашего вращения в сансаре. Возможно, какую-то позитивную карму Вам удастся создать, но она продолжит удерживать Вас в сансаре. Поэтому очень важно, чтобы отречение хотя бы до некоторой степени затронуло Ваше сердце. Тогда из сострадания Вы сможете породить ум, стремящийся достичь состояния будды на благо всех живых существ. С таким умом прочтение даже одной мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ станет настоящей практикой Дхармы. Тогда Чод — подношение своего тела духам с целью завершить совершенство даяния и обрести возможность жизнь за жизнью приносить благо живым существам — станет настоящей практикой Чод. В противном случае Вы не более чем поете обычные песни, стучите в барабан и выдаете себя за мистика. Без бодхичитты Чод превращается в пустой ритуал. Поэтому я Вам советую сначала до некоторой степени развить отречение, бодхичитту, тогда все эти практики станут для Вас эффективны. Желаю Вам всего наилучшего!

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа