Я пришел к вере в буддизм и хотел бы научиться общаться с наставником во время медитации. Можно ли во время медитации покинуть свою нынешнюю оболочку и в следующую форму жизни?

Данные о себе
Имя: 
Michail Aganesow
Город: 
Нижний Тагил

Вопрос: Уважаемый геше Джампа Тинлей! За последний год моя вера поменялась. Путем внутреннего умственного анализа я пришел к вере в буддизм. Мои мысли каждый день о том, чтобы научиться общаться с наставниками во время медитации. И можно ли во время медитации покинуть свою нынешнюю оболочку и перейти в следующую форму жизни?
Ответ: Пока Вам не стоит задумываться о таких вещах. Они за пределами Ваших возможностей. В настоящий момент упор нужно делать на укрощении ума. Постарайтесь эффективно выполнять аналитические медитации и отрыть свой ум фактам, реальности. В нашем уме присутствует множество неправильных концепций, различных заблуждений, в силу которых омрачения возникают спонтанно. Если мы займемся аналитической медитацией, или просто будем размышлять на темы, связанные с Дхармой, анализировать их с точки зрения здравого смысла, то потихоньку начнем понимать, как глубока Дхарма, как недалек наш мирской образ мышления. Тогда Вы поймете, что мирской образ мысли очень узок и во многом ошибочен, а достоверным является мышление, основанное на Дхарме. Таким образом, укрепляйте свою убежденность, читайте больше книг подлинных мастеров, чтобы запастись богатым материалом для размышлений. В начале нет необходимости сразу приниматься за медитацию. Читайте подлинные книги и размышляйте над прочитанным, у Вас будет очень хороший материал для анализа. И, по мере размышлений, Ваш ум будет потихоньку раскрываться.
     Размышления должны быть такими: мы хорошо умеем анализировать, и в повседневной жизни постоянно увлечены разными глупыми мыслями: «Если у меня будет то-то, я смогу получить то-то и то-то, и тогда я стану счастлив». Думать так совершенно безосновательно — это все ребячество. Старайтесь анализировать глубже, как учат в подлинных книгах. А затем сравнивайте эти мысли со своими повседневными мыслями. Тогда Вы увидите: «Какой же я все-таки еще ребенок. Размеров больших, а мыслю, как ребенок: немного похвалят, а я уже и рад; взмываю к облакам от небольшого временного счастья; небольшое страдание — и я уже в депрессии; немного славы, возрастает высокомерие; немного бесславия, чувствую себя ничтожеством», — все это мысли маленьких детей. Вы не принципиальны: кем Вы являетесь, Вас не интересует, зато важно, что люди о Вас говорят и что думают. С такими мыслями живете не только Вы, но и большинство людей в нашем мире.
     Затем, если Вы начнете мыслить глубже, Вы поймете, что мнение окружающих не имеет большего значения, главное, кем Вы являетесь на самом деле. Тогда Вы станете по-настоящему принципиальным человеком, и если Вас кто-то похвалит, Вы подумаете: «Чему здесь радоваться? Эти восхваления не делают меня лучше, наоборот они делают меня слабее». Если Вы услышите критику в свой адрес, то не расстроитесь: «Из-за чего мне расстраиваться? Критика не делает меня хуже, наоборот, она позволяет мне стать сильным, это очень хорошо». С таким подходом Вы будете немного отличаться от обычных людей: Вас не расстроит критика, и не слишком обрадует похвала. Богатство также перестанет Вас излишне увлекать, потому что Вы будете знать — в конце Вам придется с ним расстаться. Любое накопление заканчивается растратой. И когда Вы расстанетесь с богатством, Вы не упадете духом: «Как ушло, так и придет». Поэтому бедность сильно Вас не расстроит. Внешние предметы для Вас не будут представлять большой ценности. По настоящему важным для Вас будет внутреннее богатство. В этом случае, даже если кроме чашки с тарелкой у Вас ничего не будет, Вы скажете: «Сегодня у меня ничего нет. Что ж, не беда, все придет завтра». Ваш ум будет сильным. Вы также перестанете воспарять к небесам от временного счастья, поскольку будете знать, что оно обманчиво. Вы будете думать так: «Временное страдание мне очень полезно, оно закаляет мой ум, дает мне возможность развивать свой ум».
     Когда в Вашей повседневной жизни начнут возникать такие мысли, это будет признаком того, что в своей духовной практике Вы немного прогрессируете. Благодаря такой стратегии в Вашем уме будут легче порождаться позитивные состояния, а негативные возникать перестанут, поскольку основы для них не останется. И вот когда Вы привыкнете к подобному образу мышления, для Вас станет актуальным следующий вопрос — медитация. А если Вы до сих пор мыслите, как ребенок, то и медитация Ваша будет детской. Вас будут интересовать разные необычные переживания, которыми можно поделиться с окружающими, чтобы те оценили Ваши способности к концентрации, сказали, какой Вы великий, необычный человек, настоящий йогин. Все это детские игры, такая медитация пользы не принесет.
     Медитативных техник существует большое множество, но все они не для маленьких детей. Если наш ум движим восемью мирскими заботами, мы — маленькие дети. Тело у нас большое и взрослое, а внутри мы дети. Когда же Ваш ум не затронут восемью мирскими заботами, а движим Дхармой, тогда Вы начнете медитировать не для славы и репутации, не за похвалу или награду, не ради временного счастья, а для подлинного внутреннего развития. Более того, Вам будет недостаточно освободить свой ум от омрачений, Вы захотите всех существ привести к счастью, т.е. избавить от омрачений. Если Вы приметесь за медитацию с такой целью, то каждый момент, проведенный Вами в медитации, будет настоящей практикой Дхармы. Вот что самое важное. А мысли о контакте с Учителем в процессе медитации, о переходе из одного тела в другое и т.п. — это проявление тех самых мирских забот. Вы думаете, как бы стать настолько особенным, чтобы начать общаться в медитации с Духовным Наставником, начать говорить другим, что Вы способны перейти в иную форму жизни, отправиться в другую вселенную. Все эти вещи возможны, но на них способны бодхисаттвы, достигшие очень высоких реализаций. Они могут эманировать сотни тел в процессе медитации. Но их интересы не эгоистичны. Бодхисаттвы эманируют множество тел в процессе медитации для того, чтобы отправляться в различные мировые системы и помогать живым существам, а не для того, чтобы хвастаться перед другими своими способностями. Они действуют из сострадания на благо живым существам, но делают это очень тихо — никому не рассказывают о своих действиях. Просто из сострадания они приходят в разные миры, оказывают помощь, затем возвращаются обратно, но все это время ведут себя, как обычные люди. Поэтому я хотел бы Вам сказать, что медитация предназначена не для реализации мирских целей.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа