Как можно себя изменить в ситуации, когда не хватает времени на практику

Данные о себе
Имя: 
Дмитрий
Город: 
Москва

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Геше Тинлей! Мне трудно было решиться это написать, тем более, что два раза я уже задавал вам вопросы, ваши ответы были исчерпывающими и очень полезными а слишком часто спрашивать — просто неприлично. Не могу сказать, что меня заставляют это делать особые, по сравнению с другими людьми, обстоятельства. Но… Впрочем, если я не прав, прошу Вас просто не отвечать, поскольку я не уверен в правильности того, что делаю, и Ваше молчание уже будет достаточным ответом.
     Раньше я много читал буддийские книги, стараясь понять их, делаю это и сейчас, но сейчас стало ясно, что нужно не только интеллектуальное понимание, но и прямое восприятие, это не полный термин, конечно. Сейчас я сильно чувствую потребность изменить себя, меня не устраивает мое обычное состояние и взаимодействие с окружающим миром. Я устал делать зло.
     Тогда я начал понемногу контролировать свои мысли и поступки. Это, оказывается, действительно трудно. Это — как ветер, когда хочешь идти в правильном направлении, а тебя уносит в другую сторону. Стоит только чуть поддаться, отвлечься, и контроль совсем потерян. Однако потихоньку удается отказываться от некоторых неправильных поступков, действий и понятий. Стало понятно, что многое, вроде бы приятное и интересное, на самом деле — препятствие на пути развития. Теперь я понимаю, что многие мои вещи мне просто не нужны, поскольку, если, например, в номере гостиницы мне хватает всего нескольких предметов, зачем тогда я собираю весь этот хлам в своей квартире?
     Вот, например, недавний пример моих попыток измениться. В силу своей работы я часто летал и никогда не боялся. Но вот, после нескольких случаев, я стал сильно бояться. Теперь ни какие обычные меры не помогают, я боюсь смерти, особенно боюсь того, что я еще духовно не готов умереть. В декабре я летал особенно много и почти все выходные работал. Когда я позапрошлый раз летел из Москвы в Милан, над горами стало сильно трясти и самолет начал быстро терять высоту и мне показалось, что один двигатель заглох. Я не ощущал ничего, кроме пронзительного ужаса близкой смерти. Обычно при взлете и посадке я повторяю про себя ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и НАМО АМИТАБХА БУДДХАЯ. В этот момент я повторял мантры почти вслух. Это заставило меня собраться, поскольку вокруг были люди. Я заставил себя обернуться. Рядом со мной сидела женщина, она вжалась в кресло, глаза были закрыты. Лица людей были искажены страхом и страданием. Тогда я принудил себя выглядеть спокойно и, в этот момент, я услышал обычный звук двигателя, а самолет начал выравниваться и набирать высоту.
     В прошлый раз я заболел в день отлета. В аэропорту стоял сильный туман. Меня трясло, голова кружилась, ноги подкашивались. Думаю — от страха. Перед взлетом командир объявил, что будет «болтанка». Началось сразу после взлета. И тут я подумал, что моя судьба сейчас связана с судьбами остальных людей в этом самолете, и мои черные мысли не должны принести им вред. Я повторял про себя мантры и молил Будду о спасении всех людей в этом самолете. Тогда мне почему то захотелось помолиться Ченрези, и я вдруг представил себе лицо Далай-ламы, как я видел его накануне на обложке книги в одном из магазинов Милана.
     Я решил поблагодарить его за то, что он избавляет людей от страданий сансары, таких как, например мое в тот момент. Я просил его как можно дольше оставаться с нами.
     При этом я сильно сосредоточился на том, чтобы мое лицо было спокойным, как лицо статуй Будды в храмах, и не выдавало мой страх окружающим, не пугало их. Про себя я повторял ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Вдруг я как бы услышал слова «Пребывай ни в чем и оставайся свободен» и увидел горизонтальную перекладину с рядом колоколов на ней. Колокола были с какими-то лентами, еще там были то ли куски бумаги, то ли цветные лоскуты ткани, все это развевалось на ветру. Колокола раскачивались и беззвучно звонили в такт мантре. И все это — при открытых глазах. Вероятно — шутка моего сознания. Сильно трясло весь полет, но я очень старался выглядеть спокойным и естественным. Я заставил себя не спеша съесть всю еду, хотя не мог смотреть на нее без отвращения, меня очень сильно пугает мысль о нелепой смерти с непрожеванным куском пищи во рту. Не знаю, насколько мне удалось вести себя должным образом… Малодушное, трусливое поведение, недостойное даже с позиций бытовой морали, но — такова моя натура, и исправлять это сложно. В уме я понимаю, что мои страхи просто смешны. Какое такое самосознание я пытаюсь сохранить, если даже не могу в деталях вспомнить позавчерашний день? Но ум изворотлив, и теперь я, даже понимая, что мое самосознание постоянно меняется, боюсь потерять, прервать поток сознания.
     Я понимаю, что время мое ограничено, и при этом хочу помочь и себе и другим людям, которые так же, как и я, часто бесплодно и бесцельно проживают свой век.
     У меня нет возможности заниматься какой-то отдельной практикой, я разрываюсь между семьей и работой, а остатки времени крадут мои ошибки и пристрастия.
     Вот сейчас я стою на распутье, не зная, «за какой край потянуть». Это противоречие между сильной потребностью изменить себя и сложными обстоятельствами, которые мешают этому, сильно меня удручает. Можете ли Вы что-нибудь посоветовать?
     Я отнял у Вас много времени, не думаю, что с пользой, понимаю, что — осознанно, и все же прошу, если возможно, простить мне это.
 

Ответ: Вы не должны бояться смерти — бойтесь умереть неподготовленным. Помните, что рождение кончается смертью, всем нам придется через это пройти, и далеко не впервые. Мы рождались и умирали бесчисленное количество раз… Смерть — это всего лишь замена старого тела на новое. Поэтому сейчас, пока у нас еще есть человеческая жизнь, мы можем с ее помощью накопить множество драгоценностей, которые будут приносить нам пользу жизнь за жизнью. Это качества ума. Развитие ума дается нелегко. Но без развития ума невозможно измениться. Нельзя заставить себя измениться, сколько себя ни пытай и не истязай. Лучший способ изменить себя — это изменить свой подход к жизни, свое мышление. Начните со слушания буддийских учений. Найдите для этого время. И читайте подлинные книги по буддизму. Существует огромная разница между простым чтением книг и получением учения непосредственно от духовного наставника. Так что найдите время для посещения таких учений. Это очень важно.
     И для того, чтобы действительно меняться, очень важно ежедневно выполнять духовную практику, пусть даже и краткую. Вы вполне можете посвятить практике 10, 15 или 30 минут своего времени. Начните с практики Прибежища. . Если у Вас есть буддийская молитва, прочтите краткую молитву. Затем примите Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. При этом Вы должны думать: «Жизнь после смерти, несомненно, существует. И мне грозит опасность после смерти попасть в низшие миры, потому что в моем уме гораздо больше негативной кармы, чем позитивной. Поэтому, Будда, Дхарма и Сангха, прошу, защищайте меня жизнь за жизнью, особенно защитите меня от низших миров!» Представьте перед собой Будду, и с этим чувством Прибежища в сердце читайте мантру НАМО ГУРУБЭ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ. Вокруг Будды представляйте многих других божеств, таких как Авалокитешвара, Тара, а также своего духовного наставника. Представляйте, что из их сердец исходят лучи белого света с нектаром, которые заполняют все Ваше тело и очищают Вас от большого количества негативной кармы, а также благословляют Ваши тело, речь и ум. Эта простая медитация очень полезна. С одной стороны, она поможет Вам развить сосредоточение. С другой стороны, это практика принятия Прибежища. Она поможет Вам очистить большое количество негативной кармы. Делайте ее, и получите от нее много блага. Вот что я Вам советую.
     Когда же во время полета у Вас возникнет страх, читайте мантру Тары ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА. Тогда Ваш ум будет оставаться спокойным. Даже если и случится что-то ужасное, для Вас это не будет катастрофой: Вы умрете, читая мантру и памятуя о Таре. У Вас должно быть изображение Белой Тары, Вы должны считать ее своим личным божеством. Если возможно, поставьте это изображение на свой домашний алтарь. И во время путешествий возите с собой в бумажнике маленькое изображение Тары. Это также принесет Вам пользу.
     Я очень рад, что Вы находите мои советы полезными для себя. Если это так, в будущем я буду с удовольствием отвечать и на другие Ваши вопросы. Не думайте, что Вы отнимаете у меня время. Я буду помогать Вам, насколько смогу, и желаю Вам всего самого лучшего.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа