Могу ли я принять Прибежище, совершать ежедневные практики, изучать Ламрим и буддийскую философию, дать себе обет генина без Ламы?

Данные о себе
Имя: 
Кирилл
Город: 
Минск, Беларусь

Вопрос: Уважаемый Геше-ла, долгих лет жизни! Скажите, пожалуйста, могу ли я принять самостоятельно Прибежище в Трех Драгоценностях, совершать ежедневные практики, изучать Ламрим и буддийскую философию, дать себе обет генина без Ламы?
     И чем я буду отличаться от «настоящего» буддиста, принявшего прибежище у Ламы? Вопрос не в том, что я хочу быть «настоящим», вопрос в эффективности, поскольку «настоящие» буддисты достаточно убедительно говорили, что «благословение Ламы передаёт энергию линии передачи и, кроме того, Лама даёт непосредственный опыт переживания ума. Это очень важно для последующей медитации».
     Однако во многих источниках я читал, что Учителя прошлого совершали обряды самопосвящения.
     В наше время многие не имеют доступа к Учителю. Положения в моем случае — отсутствия Учителя, и в случае «настоящего» буддиста, принявшего Прибежище с помощью Ламы, одинаковы — мы оба не имеем регулярного доступа к Учителю. Есть лишь констатация факта: «есть-прибежище-у-ламы» и «нет-прибежища-у-ламы». А в доступности практик мы равны. Литература у нас одна.
     Если бы я жил рядом с Учителем, тогда был вопрос другой. Но проблема именно в недоступности Учителя и в связи с этим принципиальная возможность обучаться и практиковать самостоятельно.\
     Я приезжал к вам 19 апреля из Минска. Когда я спускался по лестнице в Центр, я испытал странные ощущения, как будто бы я здесь уже был. К сожалению, я опоздал и успел только увидеть Вас и попрощаться с Вами. События выстроились таким образом.
     В ближайшее время у меня нет денег ехать в Москву, да и вы будете в поездках по России. Поэтому я и задал этот вопрос.
 
Ответ: В принципе вы можете самостоятельно принимать Прибежище и практиковать самостоятельно. Самое главное в буддизме — это применение определенных методов для работы со своим сознанием с целью стать лучше и добрее. Но в самом начале все же лучше постараться получить обет Прибежище от духовного наставника, чтобы непосредственно вступить в линию преемственности учения. В этом также огромное преимущество. Но если в силу обстоятельств для вас невозможно получить Прибежище напрямую от духовного учителя, можете сделать это перед статуей или изображением Будды, думая, что Будда реально присутствует перед вами. Скажите Будде мысленно, что вы очень хотите получить Прибежище, но в данный момент не можете встретить учителя, и искренне попросите у Будды даровать вам Прибежище сейчас. Это также будет очень полезно. Но не успокаивайтесь на этом: для вас очень важно хотя бы один раз получить Прибежище напрямую от духовного наставника. Как говорится, духовный учитель — источник благословения всех будд. И когда вы напрямую получаете этот обет от учителя, то получаете благословение всей линии передачи обета Прибежища. В общем, несмотря на то, что вы в целом можете стать буддистом без формального получения обета Прибежища от наставника, все равно вам будет чего-то недоставать. Что касается обетов генина, то их нельзя принять только от статуи Будды — для этого необходима прямая передача от наставника, входящего в линию преемственности. И вместе с этой передачей вы также получаете некоторое благословение.
     В общем, продолжайте делать то, что делаете в данный момент — это очень хорошо, гораздо лучше, чем ничем не заниматься. Но в будущем, если у вас будет на это время или появятся благоприятные условия для получения обета Прибежища и обетов генина от наставника, это принесет вам большую пользу. Если вы, например, приедете в Москву, сообщите мне, что приехали издалека, и попросите обеты Прибежища и генина — я с радостью вам их передам, тем более, что это очень краткая церемония, которая займет лишь несколько минут. А после этого вы уже сможете практиковать самостоятельно.
     В тибетской традиции действительно практикуются обряды самопосвящения, но для этого сначала нужно получить посвящение от наставника и приступить к выполнению практики. Лишь позже, на определенном этапе практики, практикующие получают разрешение на проведение самопосвящения. И с обетами Прибежища, Махаяны, бодхичитты и прочими ситуация аналогичная: в первый раз их принимают от учителя, а в дальнейшем, в ходе повседневной практики, уже возможно самостоятельное их принятие. Я желаю вам успеха в практике и молюсь о том, чтобы однажды мы могли встретиться, и я мог передать вам обет Прибежища и все остальные необходимые для вас обеты.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа