Можно ли сказать, что у человека нет свободы воли и его выбор всегда кармически предопределен?

Данные о себе
Имя: 
Алдар Мункуев
Город: 
Улан-Удэ

Вопрос: Достопочтимый геше Джампа Тинлей. Меня порой одолевают сомнения, что человек сам безучастен в изменении своей кармы. Будущая карма создается прошлой кармой. То, что человек пришел к прибежищу к Трем Драгоценностям, это не сам он сознательно пришел, а его карма привела к этому. То есть, получается, что выбор человека всегда кармически предопределен? Т.е. у человека нет свободы воли?

Ответ: Карма означает «причина». В буддизме говорится, что любые наши достижения имеют кармические причины, является результатом этих причин. Например, Ваше здоровье в будущем зависит от причин, которые Вы создаете в настоящем, но у Вас есть выбор. Скажем, Вы можете питаться здоровой пищей, а можете вредной. Так, соотношение здоровой и вредной пищи в Вашем рационе и будет определять Ваше здоровье. Таким образом, Ваше здоровье зависит от Вашего выбора, но оно также зависит и от причины.
Итак, карма — это причина. Здесь речь идет не о грубых причинах, а о тонких. Позитивное действие оставляет позитивный отпечаток. Любое наше приятное переживание является результатом проявления такого позитивного отпечатка. Все наши неприятности — результат проявления наших негативных отпечатков. Какой отпечаток проявится — позитивный или негативный, – зависит от условий. Если создать хорошие условия, проявится позитивный кармический отпечаток, и Вы получите хороший результат. Если создать негативные условия, они, подобно воде, польют Ваши негативные причины, и те проявятся.
Таким образом, хотя все является результатом нашей кармы, мы свободны делать выбор. Нет ничего предрешенного. Вы можете выбрать, какой результат получить первым — хороший или плохой. Как скоро мы станем буддами, также зависит от нашего выбора: если мы будем практиковать усердно, мы станем буддами быстро, а если энтузиазма проявлять не будем, можем упасть. Когда нам попасть в ад, также зависит от нашего выбора: чем упорнее мы создаем негативную карму, тем скорее там окажемся. Итак, хотя все это результат нашей кармы, существует множество моментов, которые не определены и во многом зависят от Вас.
Если Вы сунете палец в огонь, то обожжетесь. Ваша боль будет результатом проявления кармической причины. То есть она будет результатом грубой причины — огня и тонкой причины — негативного кармического отпечатка. Если у Вас нет негативных кармических отпечатков, то даже если Вы сунете палец в огонь, он не пострадает, Вам не будет больно. Пример — архаты. У них нет негативных кармических отпечатков, чтобы испытывать боль. Даже если архат сунет палец в огонь, то не обожжется, несмотря на наличие внешней причины. Это значит, что палец Вы обжигаете из-за кармического отпечатка. Ожог — это результат кармического отпечатка. Однако получить его Вам или нет, во многом зависит от Ваших текущих действий: если Вы сунете палец в огонь, то почувствуете боль, а если нет, то и временного страдания не испытаете.
Поэтому, когда в буддизме речь заходит о карме и кармических результатах, здесь нет предопределенности. В индуизме также говорят о карме, но там ее считают определенной. То есть с точки зрения индуистов Ваше будущее предопределено, и повлиять на него Вы не можете.