Учение о медитации в Уфе

В октябре Геше-ла снова посетил Уфу, и снова на четыре дня мирские заботы стали для нас чуть дальше, а учение Будды и забота о развитии своего ума – чуть ближе. Учитель цитировал слова Тувё Чёпена Ринпоче: «Эта жизнь коротка, как зимний день. Даже если вы счастливы, у вас так мало времени насладиться счастьем. Даже если вы страдаете, страдание не продлится долго. Не теряйтесь в иллюзиях этой жизни». Он напомнил нам о непостоянстве, чтобы мы задумались о причинах долговременного и вечного счастья.

На общих лекциях речь шла о медитации. Геше-ла напомнил нам о благоприятных условиях для развития шаматхи и начал объяснять ошибки медитации и противоядия от них. Это была основная тема, однако больше внимания Учитель уделил не однонаправленному сосредоточению, а медитации как привыканию ума к позитивному образу мышления. Он говорил, что спокойный и позитивный ум поможет нам развить шаматху, а эгоцентричный и негативный ум может свести нас с ума, если мы займемся медитацией. Геше-ла учил нас анализировать в повседневной жизни свои позитивные и негативные состояния и самостоятельно делать выводы. Он рассказал нам историю из жизни Будды, из которой видно, насколько наша жизнь зависит от образа мышления и от того, на какие ее аспекты мы обращаем внимание.

Один человек в отчаянии решил покончить с собой, прыгнуть с утеса. Будда остановил его и сказал, что тот не имеет права умирать, потому что жизнь ему дали родители, а потом заботились о нем, а значит, оставить эту жизнь он может лишь с их позволения. Человек задумался, какое горе он принесет родителям своим поступком, и согласился с Буддой. А потом Будда сказал: «Посмотри, как прекрасна жизнь!», и человек будто впервые увидел красоту неба, гор и лесов, которые его окружали. «Почему же я не видел этого раньше?!» – удивился он, на что Будда сказал: «Ты видишь то, что хочешь видеть».

На лекции для уфимского центра «Тушита» Геше-ла тоже объяснял нам значимость медитации. Достоверность должна опираться на прямое познание. Достоверное логическое познание, с одной стороны, восходит к прямому чувственному, а с другой – к прямому йогическому познанию, в противном случае логическое познание будет слепым, потому что опирается оно на общий образ, на концепцию. Йогическое познание – конечное установление достоверности, как эксперимент в науке.

«Если вы обладаете прямым йогическим познанием, многие вещи не будут для вас скрытыми», – говорил Учитель. Во второй главе «Праманаварттики» доказывается, что Будда – достоверное существо, потому что он породил бодхичитту, развил мудрость постижения пустоты и так далее. Однако без прямого постижения это доказательство не будет для нас работать. Окончательное доказательство достоверности Будды опирается на прямой опыт, а опыт можно получить с помощью шаматхи и випашьяны. Для того чтобы достичь шаматхи и випашьяны, нужно практиковать нёндро.

На утренней лекции Геше-ла кратко объяснил, как практиковать четыре великих нёндро в контексте необычной Гуру-йоги, объяснил значение и цели этих практик, отчасти – их философскую основу и некоторые визуализации. Также он учил нас, как найти срединный путь между крайностями только обучения и только медитации. К примеру, для того чтобы практиковать прибежище, нужно породить страх и веру; для зарождения страха нужно верить в непрерывность сознания, а для этого необходима логика, объясняемая в «Праманаварттике». Таким образом, начинаем мы с обучения, но как только понимаем, что сознание действительно непрерывно, что прошлые и будущие жизни реальны, нужно приступить к медитации, чтобы успеть, пока живы, защитить себя от рождения в низших мирах.

Также Геше-ла передал нам на утренней лекции обеты генина, а в последний день – благословение Манджушри. Каждый раз, приезжая в Уфу, Учитель благословляет нас и вдохновляет меняться к лучшему, становиться добрее и мудрее, и каждый раз у нас появляется много новых поводов задуматься о его невероятной доброте к нам.