Вы говорите, что верите в Бога, но не Бога-Создателя. Кого Вы имеете ввиду?

Данные о себе
Имя: 
Лена
Город: 
Москва

Вопрос: Уважаемый Геше-ла! На одной из лекций Вы говорили о существовании Бога, в которого Вы верите, но не Бога-Создателя, а кого-то иного. Расскажите, пожалуйста, кого Вы имели в виду. Спасибо.

Ответ:
В буддизме говорится как о мирских богах, так и о немирских божествах. Первые из них — это те, кто, в силу соответствующей благой кармы, родился в мире мирских богов. Эти существа еще не полностью свободны от сансары, однако считается, что мир богов — одно из самых благоприятных мест обитания в сансаре. У этих богов особые тела и крайне высокий интеллект. Они обладают некоторым ясновидением, способны летать и наделены многими чудодейственными силами. Однако при этом они еще не полностью свободны от омрачений.
Немирские божества — это, к примеру, Тара, Манджушри, Авалокитешвара. Они полностью свободны от омрачений и обладают совершенным просветленным умом. При этом они имеют божественную форму. Но в буддизме считается, что ни мирские, ни немирские боги не являются творцами всего сущего. Не они создали наш мир — он создан нашей кармой. Все миры и их обитатели возникли в силу соответствующих кармических причин — об этом сказано в важнейшем буддийском первоисточнике «Абхисамая-аланкара». Мы верим в том, что наши счастье и страдания созданы нашей собственной кармой, а не каким-то божественным творцом. Но это не означает, что немирские божества с нами никак не связаны. Хотя не они нас создали, они все же тесно связаны с нашим счастьем и страданием. Каким образом? Опираясь на их руководство, мы можем создать благую карму и достичь благополучия в жизни, а также развить особые качества ума.
Можно сказать, что в буддизме немирские божества являются наставниками. А мы, обычные живые существа, — их ученики. Без помощи опытного учителя ученик не может стать великим ученым. Но и учитель не может только своими силами превратить ученика в великого ученого. Здесь необходимы усилия и с той, и с другой стороны. Итак, хотя божества не являются творцами нашего мира, мы в значительной степени от них зависим. Если они, со своей стороны, будут учить и защищать нас, а мы будем усердны и всем сердцем примем их как свое Прибежище, эти два фактора помогут нам обрести счастье и освободиться от сансары.
Таким образом, мы не должны впадать ни в одну из двух крайностей. Одна крайность — это говорить, что Бог всемогущ, а я ни на что не способен, и, принимая Прибежище в божестве, самому оставаться пассивным. А другая крайность, свойственная некоторым людям, — это считать, что никакие боги нам не нужны, так как мы сами творцы своего счастья. У таких людей нет чувства Прибежища в сердце. Остерегайтесь этих двух крайностей.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа