Развивайте Три основных аспекта пути, и ваша жизнь станет драгоценной

В рамках традиционного осеннего ретрита по тренировке ума, прошедшего в подмосковном доме отдыха «Ершово», Досточтимым Учителем Геше Джампа Тинлеем были переданы бесценные сущностные наставления по тексту «Три основных аспекта пути» великого буддийского наставника Ламы Цонкапы.

Как обычно, перед тем как передавать комментарий на коренной текст Досточтимый Учитель напомнил о том, как следует правильно слушать Учение для того чтобы обрести мудрость, возникающую на основе слушания. Эффективное применение Учения в повседневной жизни невозможно без мудрости, обретаемой посредством слушания, а подобную мудрость не обрести без знания о том, как правильно слушать Учение. Досточтимый наставник подчеркнул значимость слушания Учения без трех недостатков сосуда, с шестью осознаваниями, от подлинного духовного наставника, а также необходимость развития непредвзятого, открытого к истине ума,  жажды получения знаний,  доброты и искреннего желания применять полученные  знания на практике.

Самое важное в буддизме – это трансформация ума в чистое состояние, укрощение ума. Одной медитации для этого недостаточно: следует практиковать нравственность, сосредоточение и мудрость, которые в рамках Махаяны представляют собой практику шести совершенств.

Общая стратегия развития ума состоит в четыре основных положениях.

Во-первых, сначала необходимо повернуть ум к Дхарме. Нужно отвернуться от мирских удовольствий к тому, что является более долгосрочным, стабильным – к Дхарме. Для этого на основе изучения и понимания Четырех благородных истин следует практиковать первый основной аспект пути – отречение. Так мы сможем отвернуть ум от восьми мирских дхарм и устранить привязанность к этой жизни.

Во-вторых, необходимо, чтобы ум вступил на путь практики Дхармы. Для этого нужно отбросить привязанность к обретению сансарического счастья и в будущих жизнях.

В-третьих, признав несовершенство пути собственного освобождения, нужно породить желание устранить не только собственные страдания, но и страдания всех живых существ. Для этого необходимо практиковать второй основной аспект пути – бодхичитту.

В-четвертых, необходимо растворить все заблуждения в сфере пустоты ума. Это осуществляется с помощью мудрости, постигающей пустоту, которая является третьим основным аспектом пути. Таким образом, посредством практики Трех основных аспектов пути достигается состояние Будды.

В целом, говоря о Трех основных аспектах пути, Досточтимый Учитель подчеркнул важность развития сильной решимости практиковать Дхарму и решимости сохранить Учение в этом мире. Все проблемы, которые у нас возникают, основываются на неведении, и в силу непостоянства являются временными, также как и мы сами являемся временными существами. Поэтому чтобы достичь безупречного счастья – ума, полностью свободного от омрачений – важно уменьшать свою привязанность. Заниматься этим нужно в соответствии со своей ситуацией, нужно понимать свой уровень практики. Так, например, важно различать грубую и тонкую привязанность. Грубую привязанность необходимо устранять, а с тонкой привязанностью без познания пустоты справиться очень сложно. Необходимо контролировать привязанность с тем, чтобы она не стала грубой. Здесь важно использовать здравомыслие. Нельзя говорить о каких-то мирских вещах: я не могу без этого жить!

В рамках ретрита особое внимание также было уделено теме преданности Гуру. Преданность духовному наставнику является корнем всех реализаций и особенно реализаций Трех основ пути. Наша мать подарила нам эту жизнь и поэтому она очень добра к нам, но самым добрым для нас является Учитель, подаривший нам духовную жизнь. Поэтому он добрее всех будд. Духовный наставник есть воплощение Поля заслуг и карма, созданная по отношению к такому исключительному объекту, как Духовный Наставник, является кармой, ведущей к освобождению. Остальная карма, созданная  без познания пустотности, является загрязненной. Преданность Гуру – это развитие веры в то, что Учитель есть Будда, а также развитие уважения к нему путем памятования о его невероятной доброте. Поэтому благословение Учителя-Будды  находится в руках ученика. Досточтимый Учитель подчеркнул важность тренировки видения всех наших Учителей как Будд.

Комментируя значимость Трех основных аспектов пути, Геше-ла обратил наше внимание и на то, что практика тантры также должна быть полностью основана на Трех аспектах пути – отречении, бодхичитте и мудрости, постигающей пустоту. Основой практики тантры должно быть отречение, а единственной подходящей мотивацией является бодхичитта. Отречение является основой для развития бодхичитты; без отречения бодхичитта невозможна.

Итак, из Трех основных аспектов пути самой важной является практика бодхичитты. Отречение является подготовительной практикой для развития бодхичитты, а мудрость постижения пустоты позволяет довести бодхичитту до совершенства. Бодхичитта – это самая большая драгоценность во Вселенной. Поэтому нам нужно создать машину бодхичитты в своем сердце и тогда она будет постоянно, как огонь конца кальпы, сжигать нашу негативную карму.

Однако основой для порождения бодхичитты является отречение, и в этом цикле комментария на Три основных аспекта пути Досточтимый Учитель сделал акцент именно на развитии отречения. Касательно развития отречения, Досточтимый Учитель выделил три положения: 1. причина развития отречения; 2. как развить отречение; 3. критерий развития отречения.

Общей причиной развития отречения является то, что только оно является настоящим счастьем. Посредством развития отречения мы познаем страдательную природу сансары. Настоящее счастье не достигается через получение, обретение чего-либо; настоящее счастье – это отсутствие омрачений, свобода от рабства омрачений, являющихся источником наших страданий. Таким образом, причина развития отречения – это желание избавиться от страданий, от рабства омрачений, и желание обрести настоящее счастье – нирвану. Итак, необходимо совершить революцию в своем уме, и освободить его от омрачений. Поэтому, чтобы помнить необходимости совершения внутренней революции в своем уме, монахи носят одежды красного цвета.

Как же развить отречение? Отречение культивируется в первую очередь посредством устранения привязанности к этой жизни, а затем и к будущим жизням. Для этого необходимо понимание и ослабление восьми мирских дхарм, которые являются восемью дебютными ошибками нашей жизни. Ослабление мирских дхарм есть самая главная забота об уме. Необходимо обрести такую убежденность и это невероятно изменит нашу жизнь! Четырьмя главными объектами привязанности, из-за которых тяжело уменьшить привязанность к этой жизни, являются приятные слова, слава и репутация, богатство и имущество, а также временное мирское счастье, получаемое посредством пяти органов чувств. Как говорили мастера традиции Кадампа, восемь мирских дхарм укладываются в желание обрести три объекта: пищу, одежду и репутацию.  При этом сложнее всего избавиться от цепляния за славу и репутацию: даже йогины, медитирующие в горах, часто не избавлены от мыслей о том, что они некие «особые йогины». Для отбрасывания привязанности к этой жизни очень важно медитировать на темы Ламрима  – непостоянство и смерть, а также драгоценность человеческой жизни.

Итак, главным поворотным моментом в нашей жизни является устранение привязанности к ней. Далее необходимо устранить привязанность к будущей жизни, развить бодхичитту и затем достичь состояния Будды. Таков духовный путь, он нелегок. Важно не сворачивать с него, и в конце концов мы обретем невероятное счастье.