Как мне быть, если я православный и в то же время меня привлекает буддизм?

Данные о себе
Имя: 
Андрей Гринько
Город: 
Магнитогорск

Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей. Попробую коротко изложить то, что беспокоит меня. Изменения, которые придут в мою жизнь, очень сильно изменят и внутренний, и внешний мой мир.
Я верующий, но вышло так, что сейчас я стою на распутье. В православии я получил многое — и Бога, и веру, но книги, такие как Библия, не мог осилить, да и, если честно, желание пропадало на первых страницах, а вот книги «Краткий комментарий к Ламриму», различные техники и т. п. давались и читались. Друзья — буддисты, сам некоторое время назад был в Дацане в Бурятии (Иволгинский), где познакомился с замечательными людьми, да и узнал о буддизме больше, чем за все прошедшее время. Участвовал в закладке субургана на его территории, а ведь я православный, многие об этом знали там. Мне было хорошо. Бог привел меня туда и позволил побыть там. Не раз возникал вопрос о получении Прибежища, но я не видел в нем необходимости, я считал, нельзя прыгать от одного Бога к другому, с другой стороны сейчас все чаще приходят мысли об посвящении, потому что нельзя читать и практиковать многие практики. Мои друзья-буддисты достойные люди, у которых я многому в последнее время научился и получил. А вот покой в сердце моем нарушен. Быть православным и разговаривать и видеть образ Божьей Матери и Иисуса Христа и читать буддийские книги и видеть Будду… Знать, что правильно совершенствовать нужно себя, свой внутренний мир, и практики в этом помогут больше, чем изучение Библии (книга словно закрыта для меня), как и многие книги, что приходят, только когда к ним готов. Я должен сделать выбор, и никто за меня его не сделает.
Хотел коротко, а получилось много и сумбурно. Извините, если что не так. Вопрос прост. Бог и то, во что я верил, привел меня в храм Будды, а я за это, получается, отказываюсь от него. Он отпустит, я знаю, но сердце болит от этого. Как быть? Разве можно бросать друзей? Наверное, я не созрел для понимания этого. Еще раз извините и спасибо, что выслушали меня!

Ответ: Вы должны понять, что основное предназначение религии — не в том, чтобы сделать человека последователем той или иной религии или секты. Каково основное желание Бога, будд и бодхисаттв? Больше всего они хотят, чтобы люди стали лучше и добрее. Поэтому, если буддист сможет с помощью христианского учения стать лучше, Будда на него не обидится. Будда не скажет: «Ты предал меня, потому что изучал Библию и с ее помощью изменился к лучшему». Будда будет очень рад этому… Основная цель буддийских учений — та же самая, что и в христианстве, а именно, развить в человеке добросердечие, щедрость, глубину… Подход несколько отличается: Иисус излагал свое учение с одной с точки зрения, Будда — с другой. Но основная тема у этих учений одна и та же. Поэтому, если православные христиане испытывают интерес к буддийской философии, буддийским книгам, и если они помогают им стать лучше, я уверен, что Иисус не сочтет это предательством.
Лично я почитаю Иисуса как великого бодхисаттву. Бодхисаттва — это тот, кто любит других больше себя. Это тот, кто дает обещание помочь всем живым существам. Если же кто-то еще помогает живым существам, бодхисаттва никогда не обидится: «Я же должен помогать, почему еще и он помогает?» Он скажет: «Как я рад, что и другой тоже оказывает им помощь!» Поэтому, если благодаря буддийской философии Вы становитесь добрее и глубже, тем самым вы ни в коем случае не предаете Бога. Вы, наоборот, радуете его.
Однако Вы не должны при этом внутрене отказываться от христианства, Иисуса и отвергать Библию. Это неверно, и это уже было бы предательством. Вы должны оставаться христианином, но при этом ничто вам не мешает читать различные книги и стараться с их помощью стать добрее. Но не надо агрессивно вставать на ту или иную позицию, провозглашая себя православным или же буддистом. Это все равно что вступить в клуб футбольных фанатов.
Каков лучший подход при изучении философии и религии? Например, когда в университете вы изучаете различные предметы — науку, экономику, вы стараетесь подобше узнать и о той, и о другой дисциплине. Вы не говорите: «Я экономист, поэтому наука меня не интересует. Я отвергаю науку!» Или же: «Теперь, когда я приступил к изучению науки, я отвергаю экономику!» Напротив, вы стараетесь почерпнуть все самое лучшее и из того, и из другого… Так же и в религии — с ее помощью вы должны стараться стать лучше, так что черпайте из нее все самое полезное для себя.
В общем, я считаю, что для Вас очень важно не отказываться от христианства. Ведь именно Бог, как Вы сказали, привел вас и в храм Будды. Он очень добр к Вам, поэтому никогда не отказывайтесь от него. Итак, читайте буддийские книги, если находите их полезными для себя, меняйтесь внутри и становитесь лучше. Если же Вы решитесь принять буддийское Прибежище, то не нужно считать, что оно несовместимо с христианством. Постарайтесь понять, что Будда — это лишь иная форма Иисуса. По сути они одно… Их суть — полная свобода от омрачений ума и полное осуществление всего благого потенциала. Именно в таких обликах приходят в наш мир великие бодхисаттвы, чтобы помочь живым существам. Думайте так, и тогда у Вас не возникнет противоречий. Тогда у Вас будет больше покоя внутри, и Вы станете более несектарным. Вы будете привносить гармонию и взаимопонимание между религиями, объясняя буддистам, что между буддизмом и христианством нет сущностных противоречий, что основная тема у этих учений одна и та же. Я считаю, что в наши дни такие люди, экуменисты, очень нужны. Они берут все самое лучшее из различных духовных традиций и стараются измениться к лучшему. Если же Вы хотите следовать какой-то одной традиции, следуйте ей, но при этом почитайте и все остальные традиции. Это очень важно. Я считаю, что подобный экуменистический подход принесет большую пользу нашему обществу. Раньше люди были более фанатичны в отстаивании какой-то одной веры, одной традиции, при этом отвергая все остальные. Если же они приходили к какой-то другой религии, то сразу же отрекались от своей прежней веры. Но религия — это не телевизор, который выбрасывают на помойку при покупке нового… Это большая ошибка. Это не только мое личное мнение — то же самое все время советует Его Святейшество Далай-лама. Он говорит, что для человека очень важно не отказываться от той религии, что он следовал изначально. Если люди будут все время менять свою веру, в итоге они не достигнут ничего. Сначала они христиане, потом начинают интересоваться буддизм, потом, через какое-то время, им попадаются какие-то книги по индуизму, и тогда буддизм начинает казаться им скучным, а индуизм — очень близким по духу и интересным… Потом они вступают в какую-нибудь секту — в наши дни появилось множество новых сект и течений. И в итоге у них не не остается ничего. Это неверный подход. Такое случается с человеком, если ум его привыкает к постоянному поиску чего-то нового, неизведанного. Гораздо важнее стараться глубже познать то, что вы уже знаете.
Когда Вы говорите, что Вам трудно читать Библию, я с вами не согласен. Если Вы внимательно и вдумчиво прочтете Библию, пытаясь понять, что хочет сказать Иисус, то найдете в ней глубочайший смысл. Если буддийские книги кажутся вам интереснее, это лишь поверхностный подход. Если Вы считаете Библию старой книгой, старым телевизором, то позже и буддийские книги превратятся для Вас в такой же старый телевизор, и вы увлечетесь какой-то новой литературой, которая покажется вам более подходящей для вашего менталитета. Постоянно меняя религии, Вы будете несчастны, в глубине души Вам будет казаться, что что-то идет не так, как надо… Поэтому я советую Вам: читая книги по буддийской философии, одновременно изучайте и Библию. Постарайтесь увидеть в этих книгах то, что их объединяет. И Вы увидите, сколько между ними общего… Библия поможет Вам глубже понять буддийское учение, а буддизм поможет глубже постичь библейские истины. Однажды Его Святейшество Далай-лама по просьбе христианских общин в Европе прочел замечательный курс комментариев на Евангелие. Сейчас эти комментарии уже изданы на английском языке. Его Святейшество показал, насколько глубоки учения Христа. Поэтому для Вас очень важно опираться на Библию в своей духовной практике. Желаю Вам всего самого лучшего в Вашем духовном развитии. Старайтесь меняться внутри, но не надевайте на себя большую шапку христианства или буддизма — это поверхностный подход, он неверен. При общении с другими людьми не называйте себя ни православным, ни буддистом — просто говорите: «Я человек, который стремится к самосовершенствованию». Это самое главное.