Интервью досточтимого Учителя для журналистки Татьяны Мигоцкой (БГТРК, 14 сентября 2010)

Ведущая (Мигоцкая Татьяна Владимировна ):
Здравствуйте, в эфире программа «Вести Интервью» и я рада представить вам гостя сегодняшнего эфира, это - известный в России духовный наставник 20 буддийских центров в нашей стране и за рубежом, досточтимый Геше Тинлей. Здравствуйте. Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в студию, я думаю, что разговор будет интересный и полезный для большинства наших телезрителей. Вы уже семнадцать лет живете в России, постоянно бываете в Республике Бурятия, читаете лекции. А насколько популярны лекции по буддийской философии в Бурятии и в России?
Геше Джампа Тинлей:
Во-первых, я хочу через телевидение передать всему народу Бурятии большой тибетский привет: « Таши делек». Во-вторых, сейчас буддийская философия становится очень популярной не только в России, но и в Европе, Америке. Причина этой популярности в том, что, несмотря на то, что люди достигли определённого материального прогресса, они всё равно несчастливы. Покой ума нельзя получить, имея очень вкусную еду, комфортный дом. Покой ума невозможно купить. Через богатство покой ума не достичь. У людей возникает вопрос: «Какая тому причина?» Изучая буддийскую философию, они понимают, что если не развивать ум, если не делать ум здоровым, невозможно стать счастливым, спокойным. В буддийской философии утверждается, что у человека наряду с болезнями тела, есть болезни ума. Если вы хотите иметь здоровое тело, вы его лечите, лучше питаетесь и т.д., тело становится здоровым. Также и с умом. Счастливое состояние ума также зависит от многих факторов. Поэтому развивать ум, делать наш ум здоровым, лечить болезни нашего ума очень важно.
Ведущая:
То есть сегодняшнее материалистическое общество повернулось лицом к духовности. Где больше людей, интересующихся буддийской философией: в Европе, в Азии, или, может быть, в Африке, или там пока вопрос о духовном совершенствовании не стоит?
Геше Джампа Тинлей:
Когда люди слишком страдают от недостатка материальных вещей, когда им не хватает еды, нет крыши над головой, их мысли не направлены на развитие ума. Их мысли слишком далеки от философии. Они вынуждены думать о завтрашнем пропитании, одежде, лекарствах. Это очень нужно для выживания. В Африке люди в меньшей степени интересуются философией, потому что там надо выживать. А в Европе, Америке, да и в России, где сейчас уровень жизни тоже становится выше, люди полагают, что если у них будет больше денег, то они будут счастливы. Но со временем они понимают, что, несмотря на наличие денег, некоторые люди становятся еще хуже. Богатые люди часто теряют сон, чаще впадают в депрессию. И все больше людей приходят к мысли, что материально развиваться недостаточно, очень важно также развивать и ум. В буддийской философии догм нет. Она учит тому, как сделать наш ум здоровым, как создать здоровый образ мыслей. Буддийская философия основана на фактах, на множестве тонких фактов, о которых необходимо знать. Если не знать о них, ум будет работать неправильно, и в результате неправильного функционирования ума возникает нездоровый образ мыслей, рождаются гнев, зависть и т. д. Все негативные эмоции приходят из неправильного образа мыслей, который не имеет достоверной опоры в реальности. Их возникновение обязано отсутствию адекватного и полного знания всей ситуации. Когда человек мудр и имеет достоверные знания, у него нет причин для гнева, зависти, негативных эмоций, и даже если он захочет гневаться, он не сможет.
Ведущая:
На самом деле, это очень сложно.
Геше Джампа Тинлей:
Да, да.
Ведущая:
Какого возраста люди приходят в основном к Вам на лекции? Как много молодых или состоявшихся людей, почувствовавших «вкус» жизни?
Геше Джампа Тинлей:
Это зависит от страны, республики, города. В Улан-Удэ приходит больше женщин. Женщины более эмоциональны, они стараются поддерживать и развивать свои традиции, культуру. Они более ответственны по отношению к своей семье. Поэтому они полагают, что обретение мудрости важно. Молодых мужчин, посещающих мои лекции, в Бурятии несколько меньше, чем женщин. В некоторых городах, например, в Новосибирске, Москве приходят равное количество мужчин и женщин. В Москве среди людей, интересующихся буддийской философией, больше молодежи, это объясняется тем, что их ум развивается более динамично, чем у людей старшего возраста. Они видят, что богатые также страдают. Они ищут новый образ жизни, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром, имея здоровое тело и здоровый ум. Молодые, глядя на то, как живут люди в их окружении, понимают, что чего-то не хватает в такой жизни. Поэтому очень многие из молодых людей интересуются буддийской философией.
Ведущая:
В чём принципиальное отличие буддийской философии от европейской? Вы работаете много на европейской территории, где немного другое восприятие мира, другая культура.
Геше Джампа Тинлей:
Я не знаю хорошо европейскую философию, но я знаю буддийскую философию. В буддийской философии обоснована полная система оздоровления ума. Это не просто философия о том, что есть достоверное познание, а что – недостоверное, это не спекулятивные философские рассуждения, не просто логический анализ. В европейской философии больший упор делается на теоретические рассуждения и на логику.  И для европейского типа философствования характерно, что там превалируют метафизические и гносеологические дискуссии. В буддийской философии споры о том, что достоверно, а что недостоверно, что логично, а что нелогично, также имеют место. Но теория познания и логика в буддизме – это только один из инструментов. Благодаря этому инструменту, благодаря философии, мы развиваем здоровый образ мыслей. Полное оздоровление ума наступает, когда устраняются все омрачения, все негативные эмоции, а все хорошие качества развиваются. Такая целостная система очищения ума и раскрытия всего его потенциала есть в буддийской философии. Я думаю, в европейской философии такой полной системы нет. Что касается системы преображения сознания, то в буддийской философии есть учение, основанное на сутрах, и тантра – очень высокий философский уровень буддизма, где рассматриваются самые тонкие механизмы ума, и дается учение о том, как развить самый тонкий уровень ума. В буддизме говорится, что если вы научитесь работать с самым тонким умом, то в вашем распоряжении окажется невероятный потенциал сознания. Это чудеса. Развивать самый тонкий ум нелегко. Тантра объясняет методы, используя которые можно это сделать. Это очень серьёзная область философии – наука об уме.
Ведущая:
Не знаю, насколько я правильно поняла и почувствовала смысл Ваших слов. Получается, что буддийской философией может заниматься любой желающий. С европейской философией сложнее, там нужно иметь определённый склад ума.
Геше Джампа Тинлей:
Я не эксперт по европейской философии. Однако полагаю, что там нет полной системы для развития ума. Европейская философия – это, главным образом, инструмент для определения того, что есть истина, а что нет. Но поиск истины и логика – это всего лишь одна из множества тем философии, лишь одна из ветвей дерева философии, но не целиком дерево. В буддийскую философию включены и наука о внутреннем мире, психология, и наука о внешнем мире, естествознание. Это холистическая система. В буддийской философии были две тысячи лет назад открыты некоторые важнейшие законы, которые стали открытиями европейских физиков только сегодня. В европейской философии такого нет.
Ведущая:
Вы являетесь духовным наставником более 20 буддийских центров в России за рубежом. На ваш взгляд насколько важна роль духовного наставника, лидера в буддийской философии?
Геше Джампа Тинлей:
Не имеет значения число центров. Для меня неважно – есть 20 центров или нет, много учеников у меня или мало. Самая главная цель буддийского учения состоит в том, чтобы люди – пусть даже пять человек – искренне развивали свой ум. Если есть среди моих учеников те, кто на самом деле занимается развитием своего ума, то я доволен. Учитель должен делать упор на качества своих учеников, чтобы, слушая философию, они по-настоящему развивали в своем уме хорошие качества. Тогда буддийский корень будет крепким. Если мы не делаем упор на качество, а делаем упор на количество и делим людей на буддистов и небуддистов, то в обществе возникает дисгармония. В свою очередь, христиане будут говорить: «Вы не христиане», потом возникнет конфликт: «вас больше, нас меньше», «это наша территория» и т.д. Это примитивный образ мыслей, который никогда не приводил к счастью и в будущем такой путь не приведёт к счастью. Поэтому Его Святейшество Далай-лама говорит о том, что нужно делать упор на качество а не на количество. Когда я посещаю другие города, например, в Москве, я говорю слушателям, что им необязательно становиться буддистом, но самое главное – это постараться стать хорошим человеком. Буддийская философия обладает богатым материалом, слушая этот материал, вы делаете своей ум здоровым, у вас появится здоровый образ мыслей. Если я вас спрошу вас: «Кто вы?» Вы скажете: «Я – человек». Я - тоже человек. Где бы я ни читал лекции, в первую очередь, я чувствую себя человеком, а не буддистом. «Я - буддист, этот человек - небуддист», - такой мысли у меня нет. Мы все – люди. Религия – это инструмент, призванный делать наше человеческое общество обществом счастливых, гармоничных людей, она должна учить нас здоровому образу мыслей, чтобы все мы уважали друг друга. Если религия мешает этому, создаёт в человеческом обществе дисгармонию, делит общество на две части, тогда эта религия не выполняет свои функции правильно. Перед молодыми людьми возникает большой вопрос: «Зачем нужна религия?» В молодости я тоже задавался таким вопросом. Но когда я повстречался с настоящими мастерами, то понял, что религия обязательно нужна. Религиозный фанатизм и нетерпимость – это ошибки отдельных людей, а не религии.
Ведущая:
В любом случае, человеку нужна база, нужна уверенность в себе, потому что полагаться только на самого себя сложно. Хочется иметь поддержку. Духовность - мощная платформа.
Геше Джампа Тинлей:
Да, да. С самого начала нужно относиться к любой религии нейтрально и изучить, что в ней есть, подходит ли это к вашему образу мыслей. Далее исследуйте, какой вы получите результат, какой эффект будет, если станете последователем этой религии. Можно сравнить это с приемом лекарств. Например, есть тибетские лекарства, европейские лекарства, гомеопатия, а вы – больной. Если эффективны тибетские или европейские лекарства, вы принимаете полный курс тех или иных препаратов. Все религии не могут подходить одному человеку. Буддизм подходит кому-то, но не обязательно подходит всем. Некоторым людям подходит христианская религия. Это слова Его Святейшества Далай-ламы, и я их очень уважаю. Не нужно говорить: «Мой отец - буддист, поэтому я должен буддистом». Дело религии – учить наш ум, делать его здоровым. Смотрите, что вам больше подходит, потом, основываясь на этом, выбирайте что-то одно.
Ведущая:
Вы говорил о том, что важно не количество, важно качество. При этом вы всё равно строите, продолжаете увеличивать количество центров. Один медитационный центр скоро появится на Байкале. Почему на Байкале?
Геше Джампа Тинлей:
Для этого есть много причин. Сейчас Байкал - это одно из самых святых мест в нашем мире. Это экологически очень чистое место. Если смотреть с точки зрения экологии – это самое важное место на земле. Кроме того, для буддистов это самое святое место, где пребывает защитница Дхармы Палден Лхамо. Когда я изучал старинные книги, я узнал, что из Тибета, когда там был упадок буддизма, много веков назад на Байкал, где тогда еще не было буддизма, бежали монахи. Недалеко от с. Заречье есть гора, где медитировал один великий йогин. Байкал – это особое, очень чистое место, где сохранилась девственная природа. Там есть хорошие условия для медитации.
Ведущая:
Подобные центры в России есть? Или Байкал – это лучшее место для медитации?
Геше Джампа Тинлей:
Я везде побывал в России. Президент Тувы – мой друг, он приезжает на мои лекции, считает меня своим духовным наставником. Он просил меня выбрать место в Туве, он был готов предоставить любое место в Туве. Я посмотрел, но места не нашел. Президент Калмыкии - Кирсан Николаевич - уже 17 лет является моим другом. Он также меня просил выбрать любое место в Калмыкии. Но там я не нашёл подходящего места. Такого места как Байкал, нигде нет.
Ведущая:
Спасибо большое. Наше время в эфире истекло. Я благодарна Вам за беседу, надеюсь, что наши телезрители также очень благодарны. Успехов Вам в работе и в строительстве медитационного центра. Я надеюсь, что будет много приезжать людей и еще многие услышат лекции.