О летних учениях досточтимого Геше Джампа Тинлея в Бурятии

Летний цикл лекций в Улан-Удэ досточтимый Геше Джампа Тинлей посвятил учению о четырех благородных истинах.

Самое сущностное учение Будды – это четыре благородные истины. Это учение Учитель передал с трех точек зрения – с точки зрения сущности, с точки зрения функции, с точки зрения функции и результата.

 

Четыре благородные истины с точки зрения сущности излагаются в буддийских текстах Абхисамаяланкаре и Праманавартике. Учитель показал связь четырех благородных истин с Праманавартикой (буддийской логикой). Чтобы доказать четыре благородные истины, в первую очередь необходимо доказать непрерывность существования, то есть существование прошлых и будущих жизней, перерождения потока ума.

Знать подробные нюансы четырех благородных истин нам необходимо для развития ума. Если мы будет иметь научный подход к четырем благородным истинам, мы сможем использовать их для развития ума. Для тех, кого интересует буддийская наука, четыре благородные истины раскрываются с точки зрения сущности.

1. Вот благородная истина арьев о страдании.

2. Вот благородная истина арьев об источнике страдания.

3. Вот благородная истина арьев о пресечении.

4. Вот благородная истина арьев о пути.

 

«Вот благородная истина арьев о страдании». Здесь «вот» означает наши тело и ум, рожденные под властью омрачений. Это природа страдания, его основа. Это наша главная проблема. Арьи видят это очень ясно, поэтому это благородная истина арьев.

Понимать четыре благородные истины очень важно – сказал Учитель. - Когда вы желаете другим и себе обретения третьей и четвертой благородной истины, вы понимаете подлинный смысл счастья. Благодаря пониманию ваше мировоззрение меняется.

«Вот благородная истина арьев о страдании»- эта фраза означает наши омрачения и кармические отпечатки. Вирус омрачений – самый худший вирус… Поиск счастья за пределами сансары – самый лучший выход. Мы выбираем счастье в сансаре, и это ошибочный выбор, это приводит к такому последствию, что мы не свободны.

«Вот благородная истина арьев о пресечении». Будда говорил очень точно, что только нирвана – это истинный покой, только безупречно здоровый ум – это счастье. Это пресечение омрачений, вечный фактор счастья. Таким путем вы можете обрести благородную истину о пресечении – нирвану.

Пребывающая нирвана – когда практикующий достигает собственного умиротворения и пребывает там кальпы и кальпы. Непребывающая нирвана – объект достижения всех практиков Махаяны - благодаря освоению великого сострадания с помощью мудрости прямого познания пустоты.  Великое сострадание не позволяет последователю Махаяны пребывать в умиротворении даже мгновение и подталкивает эманировать бесчисленное множество тел ради блага всех живых существ… Ум свободен не только от омрачений, но и от препятствий к всеведению, он в один момент познает все феномены. Практик приносит благо всем живым существам. Это непребывающая нирвана, состояние просветления, состояние будды. Это третья благородная истина пресечения. Пресечение омрачений вместе с препятствиями к всеведению – это высшее пресечение, состояние будды.

«Вот благородная истина арьев о пути». Она приводит к этим двум видам нирваны. Такой путь, как мудрость прямого познания пустоты приводит к непребывающей нирване. Этого можно достичь с помощью метода и мудрости. Со спонтанной бодхичиттой мы вступаем на первый путь – путь накопления, с помощью шаматхи переходим на второй путь – подготовки. Прямое познание пустоты, побуждаемое спонтанной бодхичиттой – абсолютная бодхичитта.

Для тех, кого интересует буддийская религия и практика, четыре благородные истины раскрываются с точки зрения функции.

  1. Распознайте благородную истину страдания.
  2. Отбросьте благородную истину источника страданий.
  3. Осуществите благородную истину пресечения.
  4. Медитируйте на благородную истину пути.

Это объяснил лама Цонкапа в Ламриме – как практиковать на этапе личности среднего уровня. О какой функции идет речь? Нужно понять, что представляет собой полное страдание, распознать три вида страданий, вначале страдание страданий, затем страдание перемен и всепроникающее страдание. Чем больше мы думаем о страданиях в аду, о страданиях в шести мирах, о всепроникающем страдании, тем больше у нас в сердце возникает опора на Будду, Дхарму и Сангху, эти три драгоценности. Благодаря распознанию страдания мы развиваем троичную тренировку (щедрости, нравственности, сосредоточения), шесть совершенств (совершенства щедрости, нравственности, терпения, усердия, сосредоточения, мудрости), а также порождаем отречение.

Эволюция страданий возникает по 12-звенной цепи взаимозависимого возникновения. Осознав, что источник страданий не где-то снаружи, а внутри, мы определяем врага. Это омрачения и отпечатки негативной кармы. Осуществить благородную истину пресечения – это лучший способ достичь высшего счастья, это Дхарма. Дхарма защищает и помогает в трудные времена.

Мы живем в страданиях, и заканчиваем жизнь страданием, - сказал Учитель. – Все что возможно – это любовь и сострадание, другого выбора нет. Благодаря ясному пониманию четырех благородных истин мы развиваем в себе чистую любовь. А раньше это была привязанность. Третья благородная истина – это безупречно здоровое состояние ума, результат.

Четвертая благородная истина – путь, причина этого.  Что такое благородная истина пресечения, и почему ее нужно осуществить? Причина в том, что мы хотим быть счастливыми. Если мы устраним беспокоящие факторы, умиротворение появится само собой. Само пресечение омрачений является фактором счастья, это вечное счастье.

Но просто желать этого недостаточно, нужно медитировать на благородную истину пути. Существует два вида медитации. Шаматха – это однонаправленная медитация, аналитическая медитация – это випашьяна.

Развивайте шаматху и далее випашьяну, - сказал Учитель, – так вы будете следовать совету Будды и медитировать на благородную истину пути.

 

Если мы поймем четыре благородные истины с точки зрения функции и результата, то результат будет несравненный, нас не будут интересовать мирские вещи. Механизм любви и сострадания опирается на четыре благородные истины, они важны также и для реализации бодхичитты.

  1. Распознайте благородную истину страдания, но распознавать нечего.
  2. Отбросьте благородную истину источника страданий, но отбрасывать нечего.
  3. Осуществите благородную истину пресечения, но осуществлять нечего.
  4. Медитируйте на благородную истину пути, но медитировать не на что.

 

Учитель передал комментарий следующим образом. Как только мы распознаем благородную истину страдания полностью, нам не нужно будет распознавать ее снова и снова, поэтому Будда говорит «распознавать нечего».

Если мы не хотим страданий, нужно избавиться от причин страдания – это омрачения и отпечатки негативной кармы (в Хинаяне), а также препятствия к всеведению (в Махаяне). После этого снова и снова их отбрасывать  не нужно, поэтому Будда говорит «отбрасывать нечего».

Как только мы осуществим пресечение с помощью шаматхи и випашьяны, уже не нужно будет снова и снова осуществлять пресечение. Посредством медитации, випашьяны, мы устраним омрачения из глубины ума.

Изучайте учения не для того, чтобы сдать экзамен и стать особенным человеком, а для собственной практики – сказал Геше-ла, - и вы его никогда не забудете, даже в следующей жизни.

5 июля 2018 года досточтимый Геше-ла закончил летний цикл учений в Улан-Удэ традиционным благословением божества Белой Тары. Учитель сравнил благословение с наполнением нектаром чаши нашего ума, для чего она должна быть правильно расположена… Благословение зависит от вашей веры – сказал Учитель. Комментируя практику начитывания мантр, досточтимый Геше Тинлей сказал о четырех факторах начитывания мантр:

  1. передача мантры от духовного наставника;
  2. доброе состояние ума;
  3. вера
  4. однонаправленное сосредоточение.

Эти четыре фактора при начитывании мантр позволят нам накопить невероятные заслуги за короткое время.

Но на этом наш буддийский праздник не закончился, и 6 июля мы вместе с Учителем праздновали 83-летие Его Святейшества Далай-ламы XIV.

А 8 июля состоялось подношение Цог, посвященное 25-летию деятельности досточтимого Геше Джампа Тинлея в Бурятии и в России.