Как в практике Важдрасаттвы удержать чувство сожаления и не допустить чувства вины?

Данные о себе
Имя: 
Катя
Город: 
Иркутск

Вопрос: Уважаемай Геше-ла! Я слышала что в тибетском языке нет даже понятия, слова «вина». Вопрос относится к практике Ваджрасатвы: как удержать тонкую грань между истинным сожалением о содеянном и нахлынувшем чувстве вины, которое в конечном итоге как бы загоняет тебя в угол и не несет никакой пользы и продвижения?

Ответ:
Чувство вины — это нечто очень похожее на гнев на самого себя. Вы считаете себя плохим человеком, становитесь из-за этого несчастным — и даже хотите наказать себя. Все это приводит к депрессии, поэтому чувство вины недопустимо.
Различие между чувством вины и сожалением о содеянном можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, человек попал в какое-то грязное место и сильно там испачкался. Когда, вернувшись домой, он заметил, что вся его одежда перепачкана в грязи, он на себя разгневался: «Какой я неряха! У меня вся одежда испачкана!» И стал заниматься самоистязанием. Это чувство вины. Теперь представим себе другого человека, попавшего в ту же ситуацию. Когда он видит, что испачкался, то говорит себе: «Зачем же я туда пошел? Если я пойду туда снова, то опять вымажусь в грязи! Ну ладно, испачкался, так испачкался. Теперь мне надо выстирать свою одежду». Итак, этот человек признает свою ошибку и раскаивается в ней. Но при этом он знает, что, если одежда испачкалась, то ее можно и отстирать. И, вместо того, чтобы наказывать и истязать себя, просто идет стирать свою одежду. Вот в чем различие между чувством вины и сожалением. Если вы сожалеете о своих негативных поступках, у вас появляется и желание очистить свою негативную карму. Затем, после практики очищения, вы спокойны и довольны. А чувство вины лишь влечет за собой еще большую депрессию. Поэтому очень важно понимать, что любое действие, которое вы совершили, может быть очищено.
Кроме того, мне кажется, что чувство вины связано с сильным эгоизмом. Ваше эго хочет, чтобы вы были во всех отношениях хорошим и безупречным. Вы наделяете свое «я» самобытием и хотите, чтобы это самосущее «я» было особенным, уникальным. Из-за этого вы гневаетесь на себя за малейшие проступки. Когда же номинально существующее «я» хочет очиститься от негативной кармы, это другое дело.
Поэтому не надо испытывать чувство вины за любые совершенные вами действия. Пожалейте о них, затем сделайте очистительную практику и будьте счастливы!
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа