У меня серьезное заболевание. На какие практики сделать упор? Продолжать ли мне делать обязательства по тантре, невзирая на боль?

Данные о себе
Имя: 
Лана
Город: 
Москва

Вопрос: Уважаемый Геше-ла! Буду очень благодарна, если Вы найдете время ответить на мой вопрос! У меня серьезное заболевание, конечно, я не знаю, когда я умру, но самый худший вариант, по словам врачей — у меня еще есть два года. Мне поставили диагноз год назад, я сразу пришла в Ваш центр и посещала все ваши лекции. После ретрита в Калмыкию у меня появилась моя первая ежедневная практика — я стала читать Гуру-Пуджу каждый день. На посвящении Чакрасамвары я взяла обязательства читать Гуру-Йогу шесть раз в день и садхану Ваджрайогини, как и все, и еще — дополнительное обязательство читать Йогу Трех Чистот каждый день. И только после этого я «услышала» о предварительных практиках. Сейчас я начитываю 100 000 мантр Прибежища. В повседневной жизни стараюсь быть доброй настолько, насколько это получается. Честно говоря, получается не очень. Я панически боюсь переродиться в низших мирах. Я боюсь потерять связь с Дхармой. Благодаря Вашим лекциям сейчас я чуть меньше боюсь смерти и чуть меньше боюсь будущей боли.
Посоветуйте, как мне построить мою индивидуальную практику и чему уделить особенное внимание. Может быть, что-то я делаю неправильно? Может, что-то надо изменить? Может быть, мне надо отложить на время ежедневное чтение Гуру-Пуджи и Йоги Трех Чистот, и заниматься больше практиками нендро? Если я практикую тантру для отпечатка — в то время, когда я буду неспособна ходить, — продолжать ли мне делать мои ежедневные обязательства по тантре, невзирая на боль?
Я набралась смелости написать Вам письмо, так как Вы скоро уезжаете, а я боюсь оставаться без лекций на так долго.

Ответ: Всем нам придется умереть, и многие люди умирают внезапно, не успев подготовиться к смерти. Рождение кончается смертью, так что всем придется через это пройти. По сравнению с участью тех людей, которые умирают внезапно, не успев понять, что происходит, Вы находитесь в гораздо более выигрышном положении. Вы же знаете, что у Вас еще есть как минимум два года, поэтому считайте, что Вам повезло: у Вас есть время на подготовку. Поэтому не думайте, что только Вы умрете: все должны умереть. Люди умирают в этом мире каждую минуту… Подготовка, которой Вы занимаетесь, верна. Читайте Гуру-Пуджу каждый день, это очень хорошо. И держите свои обязательства по тантре, в особенности делайте каждый день садхану Ваджрайогини. Это станет одной из причин Вашего рождения в Чистой земле Ваджрайогини. Уделяйте особое внимание практике Ваджрайогини, не забывайте делать ее ежедневно. И молитесь о рождении в Чистой земле Ваджрайогини. Как сказано в коренном тексте, даже если вы не понимаете смысла тантры Ваджрайогини, просто выполнение садханы Ваджрайогини станет причиной рождения в ее Чистой земле. Вы должны горячо и вдохновенно молиться Ваджрайогини, прося ее о том, чтобы в момент Вашей смерти она взяла Вас в свою Чистую землю. Существует особая практика пхова, связанная с Ваджрайогини. Вы должы просить ее у Вашего духовного наставника, причем, не один и не два раза, а неоднократно. Когда Вы получите эту практику, это будет для Вас очень благотворно. Я рекомендую Вам провести ретрит по нендро Прибежища. Вы говорите, что боитесь страданий низших миров… Это верно, Вам стоит их бояться. Страх перед рождением в низших мирах имеет под собой логическую основу: если мы исследуем свой поток ума, то убедимся, что у нас гораздо больше негативной кармы, чем позитивной. Эти расчеты покажут, что, если мы не будем практиковать, если не породим в сердце Прибежище, то нам на 80% грозит опасность родиться в низших мирах. Это будет катастрофой… Нет худшей беды, чем рождение в низших мирах. Смерть же — это не беда, ведь все умирают. Нужно просто хорошо подготовиться к смерти, чтобы не попасть в низшие миры — именно это было бы настоящей бедой. Поэтому начитайте 100 тысяч мантр Прибежища, желательно в ретрите, и делайте упор на очищении негативной кармы рождения в низших мирах. Всем сердцем ищите Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе и просите их защищать Вас жизнь за жизнью, в особенности от низших миров. Также во время практики Прибежища молитесь Трем Драгоценностям, чтобы они перенесли Вас в Чистую землю Ваджрайогини. Это очень важно. Итак, делайте акцент на рождении в Чистой земле Ваджрайогини, для Вас это очень важно. Какую бы практику Вы ни выполняли, Гуру-Пуджу или любую другую, в конце посвящайте заслуги рождению в Чистой земле Ваджрайогини, чтобы там Вы могли полностью развить весь потенциал своего ума. Но Вашей основной целью должно быть возвращение из Чистой земли в сансару, чтобы помогать живым существам. Если Вы — обычный человек, у Вас нет особой возможности помогать другим. Если же Вы родитесь в Чистой земле Ваджрайогини, то там сможете развить в себе высокие реализации, и при этом у вас должна быть мотивация вернуться, чтобы помогать живым существам. Так что молитесь: «Ради блага всех живых существ да смогу я родиться в Чистой земле, чтобы реализовать там свой потенциал. В конечном же итоге я обязательно вернусь в нечистый мир, где живые существа нуждаются в моей помощи. Я буду помогать им!» С такой альтруистической мотивацией молитесь о рождении в Чистой земле Ваджрайогини. Особенно во время умирания важна альтруистическая мотивация. В Чистой земле Ваджрайогини родиться нелегко, но даже если Вы не родитесь там, если у вас будет мотивация бодхичитты во время смерти, вы получите высокое перерождение. А впоследствии, благодаря молитвам и особым посвящениям заслуг, Вы обязательно родитесь в Чистой земле. Для того, чтобы родиться в Чистой земле Ваджрайогини, Вы должны создать особые причины. Среди них — пять сил, о которых я учил раньше, а также особая практика пхова Ваджрайогини. Тогода Ваши шансы на рождение в Чистой земле возрастут. Итак, до своей смерти постарайтесь создать все причины для этого — чтобы быть уверенной практически на 90%, что Вы туда попадете. В этом случае Вы можете умереть спокойно.
И самое главное — будьте счастливы, ведь горевать Вам нет причин. Это естественный процесс — все мы должны уйти из этого мира. Кто знает, возможно, я сам умру в будущем году? Каждый духовный практик должен быть постоянно готов к тому, чтобы умереть в будущем году, он не должен думать, что проживет еще долго… Если же в будущем году окажется, что он еще жив, он должен подумать: «Как замечательно, что я еще не умер! Возможно, смерть ждет меня не в этом, в следующем году… » Тогда привязанность к этому миру сильно ослабеет. Так что подобный настрой очень полезен.
Кроме того, читайте Ламрим. Это изменит Вашу мотивацию, Ваше мышление. Помните о любви, сострадании, учениях о бодхичитте, которые я давал раньше… Помните наставления о тренировке ума, данные мной… Когда вы будете страдать от боли, помните о страданиях всех живых существ. Думайте о том, сколько живых существ вообще не имеют Дхармы, и без этого страдают гораздо больше Вас… Вы же получили Дхарму, поэтому Ваши страдания вовсе не так ужасны. И пожелайте: «Пусть все страдания других сейчас проявятся во мне» — и примите на себя их страдания на вдохе. А на выдохе отдавайте им все свое счастье и благо. Занимайтесь такой дыхательной медитацией, с сильным состраданием принимая на себя все страдания живых существ, и затем с сильной любовью даруя другим все свое счастье. Если Вы умрете, делая эту практику тонглен, я на 100% гарантирую, что Вы не родитесь в низших мирах. Вы либо родитесь в Чистой земле, либо получите благоприятное рождение. Если, умирая, Вы даже не молитесь о рождении в Чистой земле, но Ваш ум побуждается сильным чувством альтруизма, Вы можете попасть в Чистую землю. Альтруистическая мотивация, ум, который желает счастья всем живым существам — одна из основных причин рождения в Чистой земле. Помните об этом. Также во время умирания примите Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Это два важнейших момента. Я желаю Вам всего самого лучшего. Будьте счастливы. Я буду молиться о Вас все время, где бы я ни находился. Буду молиться о том, чтобы жизнь за жизнью Вы не разлучались с подлинными духовными учителями.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа