Прошу разъяснить понятия, встречающиеся в книге «Ум и пустота»: истинное существование, независимое существование...

Данные о себе
Имя: 
Дмитрий
Город: 
Краснодар

Вопрос: Здравствуйте, Достопочтенный Геше! Долгих лет жизни! Я читаю Вашу книгу «Ум и пустота», и для более точного понимания воззрений философских школ я прошу Вас дать мне подробные разъяснения по поводу понятий, встречающихся в книге, а то я запутываюсь. Не могли бы Вы мне подробно и чётко объяснить с примерами, что именно подразумевается, а главное, в чем разница между понятиями:
     — Истинное существование;
     — Независимое существование;
     — Абсолютное существование;
     — Конечное существование;
     — Взаимозависимое существование;
     — Существование со стороны объекта;
     — Существование в силу собственных характеристик;
     — Самобытие.
     Я понимаю все эти определения, но на грубом уровне, расплывчато, и не могу уловить тонкие, а порой и грубые различия между ними.
     Спасибо, благослови Вас Бог!
 
Ответ: Что такое истинное существование? Явления видятся нам определенным образом, и мы верим в эту видимость. Эта видимость кажется нам истинным способом их бытия. Это и называется «истинное существование». Самобытие — это то, что кажется нам не искусственным, а врожденным, природным, не зависящим в своем бытии от множества причин и условий. Если нечто зависит от причин и условий, от многих факторов, то это нечто не может иметь самобытие. Когда феномены являются нам, то мы их воспринимаем как нечто существующее независимо от множества причин и условий. Мы их воспринимаем как нечто конкретное и объективное. Это и есть самобытие. Эти два термина — «истинное существование» и «самобытие» — представляют собой две различные точки зрения, но по сути своей это одно и то же. «Собственные характеристики» — это наличие неких собственных свойств у объекта, независимых от нашего субъективного ума, дающего им эти характеристики. Сторонники подобного вида существования утверждают, что у объектов есть собственные, объективные характеристики или свойства. Например, человек существует именно в силу собственных характеристик… Это тоже относится к истинному существованию. Мы воспринимаем любой феномен этого мира как нечто, имеющее свои, собствернные характеристики. В действительности же никаких собственных характеристик у вещей нет — все это лишь ярлыки, навешанные нашим умом. Вне зависимости от мысленных обозначений, которые мы даем предметам, у них нет никаких своих, объективных характеристик. «Существование со стороны объекта» — это то, что существует со своей стороны, независимо от нашего мысленного обозначения. Это нечто, что мы можем найти, на что мы можем указать пальцем: «Вот оно, здесь». Если же вы проанализируете, то не найдете ни единого атома, который бы был этим объектом. Независимое существование — это существование вне зависимости от обозначения мыслью. Это нечто такое, что ни от чего не зависит. Абсолютное существование — это то, что можно обнаружить в процессе абсолютного анализа, не только в процессе условного, относительного анализа. Подобного объекта не существует. Конечное существование — это предельное бытие, глубже которого нет.
     С точки зрения Мадхьямики Прасангики, все эти термины, все эти виды бытия — это синонимы. У них у всех один и тот же смысл, и все различия между ними лишь формальны. Школа Мадхьямика Сватантрика же утверждает, что у феноменов нет истинного существования, зато есть собственные характеристики. Феномены лишены истинного бытия, потому что не существуют так, как мы их воспринимаем. Вместе с тем, у феноменов есть собственные характеристики. Если у золота нет собственных характеристик, то его нельзя отличить от простого камня. Сватантрики утверждают, что и золото, и камень, — это всего лишь мысленные обозначения, но у них должны быть собственные характеристики. Если камень назвать золотом, он не станет золотом. Почему? Потому что у камня нет собственных характеристик золота — они есть только у золота. Поэтому сватантрики признают, что условно у феноменов все же есть собственные характеристки, хотя они и лишены истинного и абсолютного существования. Кроме того, сватантрики признают, что феномены имеют самобытие. Более подробно я буду объяснять все эти темы во время семинара по Сутре Сердца, который пройдет в Подмосковье в начале января.
     Что касается взаимозависимого существования, то, согласно Мадхьямике Прасангике, взаимозависимое существование имеет тот же смысл, что и пустота. Низшие философские школы не могут понять, каким образом взаимозависимость и пустота могут означать одно и то же. Существует три вида взаимозависимости — зависимость от причин и условий, зависимость целого от частей и зависимость от мысленного обозначения. Мадхьямики прасангики говорят, что все явления зависимы в том смысле, что они зависят от мысленного обозначения. Именно поэтому все феномены пусты от самобытия. Поэтому пустота от самобытия и зависимость от обозначения мыслью — это тождественные понятия. Это два различных аспекта одного целого. Эта тема в буддизме анализируется очень глубоко и подробно.