Мне сложно справиться с дурными мыслями, совершаю неблагие поступки, не получается сострадать всем живым существам. Что может мне помочь?

Данные о себе
Имя: 
Наталия
Город: 
Москва

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Учитель. Невозможно описать словами мою благодарность Вам. Восхищаясь Вашей добротой, я начинаю понимать истинный смысл жизни, но очень поверхностно, т.к. не могу справиться с дурными мыслями. Сложно даже настроиться на положительное мышление. Совершаю неблагие поступки по отношению к близким, а к врагам делаю это осознанно. Не получается сострадать всем живым существам, представляя их матерями — не укладывается в голове. Быть добрым очень сложно, единственное мое святое — моя Вера. Что может мне помочь? Спасибо Вам за все.
 

Ответ: Прогресс будет происходить постепенно. Сразу хороших результатов не добиться. В настоящий момент позитивные состояния ума породить сложно, а негативные возникают самопроизвольно, из-за неверного дебюта в Вашей жизни. Поэтому очень важно заменить восемь неверных дебютов на восемь правильных. То есть с этого момента, вместо того чтобы радоваться похвале, постарайтесь не слишком ей радоваться. Вместо того чтобы расстраиваться из-за критики, научитесь ей радоваться, или, по крайней мере, старайтесь не слишком огорчаться. Далее, вместо того чтобы радоваться богатству, не слишком ему радуйтесь. Довольствуйтесь немногим. Вместо того чтобы сильно расстраиваться из-за отсутствия богатства, научитесь радоваться бедности, или, по крайней мере, не сильно унывать из-за нее. Следующая стратегия — вместо того чтобы сильно радоваться славе и репутации, старайтесь меньше им радоваться. Вместо того чтобы сильно огорчаться из-за отсутствия славы и репутации, старайтесь расстраиваться меньше, или даже научитесь радоваться отсутствию славы и репутации. Седьмой и восьмой дебюты: вместо того чтобы сильно радоваться временному счастью, старайтесь меньше ему радоваться. Вместо того чтобы сильно расстраиваться из-за временного страдания, начните радоваться временному страданию. Тогда Вы станете сильным человеком.
     Итак, эти восемь стратегий я очень подробно прокомментировал в одной из своих книг. Я объяснил в ней, по какой причине Вам следует перестать радоваться похвале. Во-первых, хвала не делает Вас лучше. Во-вторых, она делает Вас слабее. Поэтому не слишком радуйтесь хвале. Я также объяснил, почему Вам не стоит огорчаться из-за критики. Потому что, во-первых, критика не делает Вас хуже, во-вторых, она помогает Вам стать сильнее. Поэтому, вместо того чтобы расстраиваться, Вы должны радоваться критике.
     Так, в повседневной жизни Вам нужно научиться руководствоваться правильными дебютами, основанными на правильном принципе. Этот принцип заключается в следующем: кем Вы являетесь — вот что важно, а что о Вас думают и говорят — это не важно. Если жить по такому принципу, то естественным образом критика не будет Вас задевать. Вам будет ясно, что она не делает Вас хуже, а наоборот, помогает стать сильнее. Поэтому Вы не расстроитесь из-за критики, а обрадуетесь ей. А если Вы научитесь радоваться критике, Вы никогда не разозлитесь, тогда негативные эмоции стихнут сами собой. Если Вы равнодушны к похвале, то не будете придаваться негативным действиям, чтобы услышать ее.
     Итак, неверные дебюты приводят к множеству бессмысленных действий и негативных эмоций. Если же Вы замените неверные дебюты правильными, то все позитивные состояния ума — любовь, сострадание — возникнут спонтанно. Поэтому в буддийской практике важно не самопринуждение, а правильный принцип, правильные дебюты, правильное мышление, здоровые мысли, — вот что такое буддийская практика. Всему этому можно научиться, если читать книги по философии. Для этого нужно иметь веру. У Вас есть вера, которая является хорошей основой. Будда сказал: «У того, кто обрел веру, все благие качества проявятся сами собой. Там, где есть земля, деревья с фруктами возникнут сами». У Вас есть хорошая основа для всех благих качеств — это Ваша вера. А для тех, у кого нет веры, мое учение бесполезно. Даже если Будда явится перед ними, даже если их окружат все будды и бодхисаттвы, людям, не имеющим веры, помочь не удастся. Здесь я говорю не о слепой вере, а о готовности принимать, проникать глубже, учиться у мудрых, — вот что называется верой. Также я говорю о вере в Будду, его учение. Все это очень важно. Желаю Вам всего наилучшего.