Как у Будды Шакьямуни, проявляющемся в нашем мире в разных формах, может быть несколько сознаний?

Данные о себе
Имя: 
Дмитрий
Город: 
Краснодар

 Вопрос: Здравствуйте, Геше Джампа Тинлей! Позвольте задать вам несколько вопросов.
1) Вы говорили, что Будда Шакьямуни являлся многочисленное количество раз в обликах учителей, например, Атиши. Об Атише я знаю немного, но слышал, что он был человеком скромным и почитал своего учителя как того, кто был гораздо мудрее и сострадательней его. Так вот, было ли это просто примером для остальных, когда Будда оставался Буддой во всей полноте этого слова и просто «притворялся» (если можно так выразиться) обычным, недостаточно просветлённым учеником, или он таким и был на самом деле? Вообще, в каких случаях реинкарнация сопровождается только зачатком, пусть и огромным, мудрости и сострадания, который нужно развивать, а в каких существо с самого начала своего рождения ясно понимает и представляет, где оно находится, то есть когда это как бы «иллюзорное» рождение? В каких случаях это может происходить как-то по другому?
2) Если Будда Шакьямуни проявлен в нашем мире сейчас, как некоторые божества, проявлением которых в свою очередь являются люди, например, Его Святейшество Далай-лама, то у каждого из них должно быть своё сознание — ведь Далай-лама сам рассказывает нам, как в какие-то годы он был менее сострадательным, как учился, и т. д. Но я не могу понять, как у одного существа, даже учитывая, что личность — лишь наименование, и речь идёт о Будде, может быть несколько сознаний. Тогда получается, что это несколько существ, и Будда словно «клонирован»… Но «клонировать» сознание… Наиболее реальная схема этого явления представляется мне похожей на то, когда мы отращиваем волосы, и нас как бы становится «больше», и мы ощущаем эти волосы как часть себя и не испытываем никакого удивления, и можем ими управлять, хотя, если волос будет очень много… Но ведь никакого дополнительного сознания тут не появляется… Что Вы на это скажете?

Ответ: Касательно первого и второго вопросов могу сказать следующее. Будда способен являть себя в облике различных божеств и различных существ. Когда он является в облике обычного человека, то и ведет себя, как обычный человек. Это не означает, что у него разные сознания… Один актер может играть роль нескольких разных персонажей, у каждого из которых — свой характер. И он изображает на сцене людей с разными характерами. Точно так же, когда, например, Его Святейшество Далай-лама говорит, что в молодости у него было меньше сострадания, это вовсе не значит, что так оно и было. Его сострадание изначально было совершенным. Он просто играет по правилам той несовершенной человеческой формы, в которой нам сейчас явился. И это не означает, что его сознание — сознание обычного существа. Поэтому, когда просветленное существо является в различных формах с различными особенностями, это вовсе не значит, что у него различные сознания. Сознание одно, лишь внешние проявления различны.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа