Почему в Буддизме считается, что человек может перерождаться в животных? Я считал, что у них своя эволюционная цепочка.
Вопрос: Здравствуйте, глубоко уважаемый Геше-ла! Я уже сравнительно давно интересуюсь тибетским буддизмом и всем, что с ним связано. И меня всегда волновал такой вопрос. Почему в буддизме принято считать, что человек может перерождаться в братьев наших меньших (животных)? Я всегда считал, что у них своя эволюционная цепочка, а у нас своя. У них ведь есть свой Ману, который следит за ними, у нас же есть свой Бог, т.е. у каждого отдельного вида своя душа. Как же может душа человека воплотиться в теле животного в таком случае? Я читал и другую литературу, которую писал один лама из Тибета. Возможно, Вы о нем слышали (не самое хорошее), но лично мне он помог встать на духовный путь. Его имя Тьюзди Лобсанг Рампа. Мне было бы очень важно узнать Ваше мнение по поводу этих вопросов, и что Вы думаете по поводу Рампы. Прошу Вас, разъясните мне мои сомнения, дорогой Учитель! С уважением и почтением, Борис.
Ответ: В буддизме говорится, что и у людей и у животных ум одинаков. Они обладают равным потенциалом. Человеческое тело подобно дому. Вы обретаете тело в соответствие с той кармой, которую создали. Иногда мы создаем позитивную карму и обретаем человеческое тело. Тогда мы называем себя людьми. Животные когда-то тоже создавали позитивную карму и обретали хорошее человеческое тело, называли себя людьми. Далее они создали плохую карму и получили худшее тело, которое называется животным. Ум можно сравнить с существом, живущим в подобном дому теле человека или подобном дому теле животного.
Итак, в зависимости от кармы мы обретаем разные тела, и называем себя либо человеком, либо животным. Поэтому нет такого явления, как душа: душа человека, душа животного. После смерти ум находится в тонком энергетическом теле. Такое существо — это не человек, это существо бардо, т.е. промежуточного состояния. И в зависимости от того, какое тело вы в дальнейшем получаете, вы называете себя либо человеком, либо животным. В соответствие с кармой, причиной которую мы создаем, мы обретаем тело, и далее начинаем называть себя так или иначе. Поэтому нет особой человеческой души и особой души животного. Не происходит такого, чтобы животные всегда оставались животными. Есть очень плохие люди, которые ведут себя хуже животных. Как же они могут вновь обрести человеческую жизнь? А некоторые животные, хотя обладают телами животных, ведут себя гораздо лучше людей. Они помогают другим, спасают других. Как было бы не справедливо, если бы они не получали человеческое тело и всегда оставались животными.
Это напоминает кастовую систему. В древности считалось, что определенная группа людей может иметь все самое лучшее, а другие этого не достойны, поскольку относятся к низшей касте. Это не правильно. Поэтому смотреть на других свысока, говоря: “Они всегда будут такими”, — не правильно. Любой, кто создает позитивную карму, будет обретать все более и более высокое положение. Даже если люди самой высокой касты будут вести себя неподобающим образом, создавать негативную карму, то будут перерождаться все ниже и ниже.
Никто не создавал этот закон. Это закон кармы: какую причины вы создаете, такой результат и получаете. Поэтому в буддизме говорится, что кем бы вы ни были: человеком, животным, — ваше положение не надежно. Если вы не будете осторожны и создадите причины родиться животным, вы станете животным. И это не все, можно родиться ниже мира животных. Если люди ведут себя плохо, создают много негативной кармы, то могут родиться даже в аду. Христиане тоже верят, что если люди будут вести себя плохо, то попадут в ад. Если бы существовала человеческая душа, то как бы она могла обрести рождение в аду? Поэтому это не только буддийские верования, в христианстве также есть вера, сообщающая: «Будь осторожен, остерегайся падения в ад». О чем здесь говорится? Если вы будете вести себя плохо, создадите негативную карму, вы родитесь в еще более худшем мире, чем мир животных – в аду. Поэтому люди везде, в том числе и в библии, говорят об аде.