Практические шаги к достижению мира: советы Далай-ламы

Дхарамсала, Индия

Удивительно, но отвечая на политические вопросы, Далай-лама совсем не склонен к какому-либо морализму, свойственному религиозным лидерам. На мой вопрос об отрицательном отношении европейцев к миграции, он сказал: «Если исходить из сострадания, то переселение может быть хорошим вариантом для тех немногих, которые находятся действительно в критической ситуации. Но европейцы, со своей стороны, имеют право беспокоиться за свое собственное процветание. Лучше всего помогать людям в их собственной стране. Но в целом это по-настоящему сложный вопрос».

В разговоре Его Святейшество демонстрирует эмпирический подход к решению проблем. Можно наблюдать, как он рассматривает вопрос с разных точек зрения или пересматривает его, основываясь на каких-то новых знаниях. Он рекомендует аналитическую медитацию вместо того, чтобы пытаться использовать духовную практику в роли простого «транквилизатора». Он верит, что самоанализ является основой для того, чтобы предпринимать действия во внешнем мире. «Пространные же разговоры о «мире» могут быть полезны разве что голубям» - шутит тибетский духовный лидер.

На протяжении нескольких десятилетий Далай-лама олицетворял собой решение тибетского вопроса, который какое-то время был в центре интересов Америки в отношении холодной войны. Живущий в изгнании и, изначально «человек без родины», он, тем не менее, приобрел мировую известность благодаря своей духовной харизме.

Мне посчастливилось быть свидетелем исключительного события, наблюдая эту харизму. В течение двух дней Его Святейшество проводил семинар, организованный под началом Американского института мира. За это время Далай-лама обучал 28 исключительных молодых людей – как мужчин так и женщин-, которые занимаются восстановлением мира в конфликтных зонах Азии и Африки, часто беря при этом большую долю риска на себя.

Его Святейшество, несмотря на недавние проблемы со здоровьем, очень энергичен и неутомим. Его манера общения неформальная и несколько шутливая. Являясь четырнадцатым воплощением Будды Шакьямуни, он часто поразительно скромен: «Я не бог» и «я не знаю этого» - частые его слова.

Взгляды Далай-ламы на мир очень последовательны, хотя иногда он не скрывает возможных противоречий. Он не устает повторять, что светская этика является главной и объединяющей, а религия находится на втором плане. То, что Его Святейшество называет «этикой», происходит из общечеловеческого опыта и здравого смысла, и он часто подчеркивает потребность всех людей в любви и способности каждого человека ее дать. Для получения научного подтверждения, он часто обращается к науке об уме и современным исследованиям, а не древним текстам.

Его Святейшество утверждает, что «все религии передают идею любви и сострадания», а иногда даже упоминает, что «все они несут одинаковый потенциал».

Некоторые религиозные деятели не согласны с откровенной настойчивостью Далай-ламы о том, что религия должна быть модернизована. «Некоторые традиции должны меняться. Так, я говорю моим друзьям-индусам, что они должны изменить свое отношение к бездомным, а мою собственную традицию я могу описать как «близкую к феодальной системе». При этом, это не касается изменений в самой религии, это изменения привычек исходя из социальных причин».

Уникальность мнения Его Святейшества в том, что касается глобальных вопросов – это акцент на важности внутренней жизни. Он определяет причины мира на земле через внутренний мир – спокойствие ума. «Внешнее разоружение начинается с внутреннего. Если вы проявляете гнев, все станет только хуже. Искренняя улыбка и сердечная теплота – единственный способ разрядить напряженную обстановку».

Все те, кто сталкивается с какими-либо конфликтами, должен помнить, что основания для прочного мира лежат в доверии, прощении и желании нас самих исцелиться от прошлых бед.

 

Автор: Michael Gerson; Источник: The Washington Post, Opinions

 

6 мая 2016 г.

http://tibet.net

 

 

 

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа