Я столкнулась с тем, что буддийские учителя делят людей по национальному признаку. Разве это правильно?
Вопрос: Досточтимый Геше-ла!
Несмотря на то, что родилась я в стране, где практически государственной религией является христианство (православие), никогда не разделяла взглядов РПЦ на то, что есть Бог, жизнь, христианские принципы мне не близки. Много думала, выслушивала представителей разных религий, и всё было «не моим». И только к 36 годам я ясно поняла, что по убеждениям и преставлениям (не по образу жизни, к сожалению) мне очень близок буддизм. И вдруг сталкиваюсь с тем, что буддистские Учителя делят людей по национальному признаку! Разве это верно? Разве я обязательно должна иметь христианские убеждения, родившись в России? Разве если человек родился в Туве, это значит, что он уже буддист? Мне кажется, что если человек, не раздумывая, принимает доминирующую религию, часто это значит, что он просто не привык самостоятельно думать, а живет по принципу «так положено». Благодарю заранее за ответ.
Ответ: Я не думаю, что принадлежность той или иной религии должна определяться по национальному признаку. Я часто повторяю, что человек не может назвать себя настоящим буддистом, ссылаясь на то, что его родители и предки буддисты. Буддист — это состояние ума. Даже если ваши родители не буддисты, даже если они атеисты, если вы изучаете философию и приходите к тому, что этот путь вам подходит: «Так я смогу стать лучше, поэтому я хочу следовать по этому пути», — и далее принимаете обет не причинять вред другим, то с момента принятия этого обета, даже если вы не называете себя буддистом, вы становитесь настоящим буддистом. Если ваши родители буддисты, но у вас нет правильного представления о Пути, вы вообще не изучаете религию, просто легкомысленно называете себя буддистом, но в жизни вредите другим, то даже если вы скажете: «Я буддист!», — никаким буддистом вы не будете. Поэтому в настоящем буддизме не существует вопроса национальности. Если вы слышали обратное, то либо вы что-то недопоняли, либо это неверная интерпретация того человека. Я не знаю, чья это ошибка. В действительности в буддизме нет деления по национальности, нет кастовой системы. Кто бы ни следовал искренне по пути, указанному Буддой, и воздерживался от причинения вреда другим, является буддистом. Этот человек следует по пути, указанному Буддой. Буддист — этот тот, кто следует по пути, указанному Буддой. Кто продвигается по Пути и не вредит другим, является настоящим буддистом. Желаю Вам всего самого хорошего!