О летних учениях Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии
Летний цикл учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Бурятии начался 13 июня. Этот цикл учений Досточтимый Геше-ла посвятил учению о медитации, которое начал с сущностного наставления своим ученикам.
«В духовной области нет победителей и проигравших. Все могут добиться успеха и никогда не нужно соперничать в духовной сфере. Если вы не достигаете реализации, как минимум не допускайте деградации. Соперничайте с самим собой и старайтесь стать немного лучше, чем вчера», — сказал Учитель.
Главная цель медитации — обрести здоровый ум, и в нашей жизни нет ничего важнее этого. С помощью однонаправленного сосредоточения Шаматхи можно сфокусироваться на любом объекте, с помощью Випашьяны — реализовать весь свой потенциал. С помощью этих двух медитаций возможно обрести контроль над своим умом.
Для развития Шаматхи необходимо знать шесть благоприятных условий, пять ошибок медитации, восемь противоядий, девять стадий, шесть сил, четыре способа вступления в медитацию. Зная это, вы будете профессионалом — сказал Учитель. Шесть благоприятных условий предполагают одно внешнее — благоприятное место, и пять внутренних — малые желания, удовлетворенность, чистая нравственность, невовлеченность в большое количество дел, малое количество концептуальных мыслей.
Очень важно уменьшить мирские желания и развить здоровые: обрести счастье не только и не столько в этой, сколько в будущей жизни, обрести безупречно здоровое состояние ума и достичь состояния Будды для принесения блага всем живым существам. Когда вы развиваете здоровые желания, мирские исчезают. Для того чтобы развить удовлетворенность, очень важно изменить свой образ мышления. Геше-ла дал сущностное наставление: «Вы должны усилить ум, заботящийся о других. Если вы взрастите такой ум, где бы вы ни находились, это будет рай». Геше-лапроцитировал свое изречение:
Быть любимым другими — это не так важно
Есть нечто более важное — любить всех существ
Независимо от того, как они с вами поступают...
«Обретя ум, заботящийся о других, вы сразу же обретете удовлетворенность, и не сможете даже вообразить, что такое депрессия», — сказал Учитель.
Третье внутреннее благоприятное условие — это чистая нравственность. Это самодисциплина, которая защищает нас от страданий. Для этого надо устранить десять грубых ошибок — десять негативный карм: три негативные кармы тела — убийство, воровство, разврат; четыре негативных кармы речи — ложь, клевету (злословие), грубую речь, пустословие; и три негативных кармы ума — алчность, злонамеренность, ложные взгляды. Нравственность умиротворит ум в повседневной жизни и станет благоприятным условием для развития Шаматхи.
Отказавшись от множества разных дел, возможнополностью посвятить себя одному занятию — развитию Шаматхи. «Не лезьте в чужие дела, желайте всем счастья», — сказал Учитель. Даже в мирских проектах следует быть однонаправленным, чтобы добиться цели. Это четвертое внутреннее благоприятное условие — невовлеченность в большое количество дел.
Не должно быть большого количества предрассудков. Нездоровые концептуальные мысли следует уменьшать, а здоровые, такие как любовь, сострадание — следует развить. Это буддийская практика.
Затем Учитель рассказал о пяти ошибках медитации и о том, как их устранять.
Первая ошибка — это лень. Существует три вида лени: лень ничегонеделания, лень привязанности к пустой, мирской деятельности, и лень самоуничижения. Лень — самое главное препятствие для медитации. Есть четыре противоядия от лени — вера в достоинства шаматхи, вдохновение к медитации, энтузиазм, рожденный из вдохновения, и безмятежность как результат развития Шаматхи.
Для того чтобы развить веру в достоинства Шаматхи, нужно знать эти достоинства:
- Большое количество грубых омрачений исчезает.
- После достижения Шаматхи ум становится удовлетворенным.
- Иммунитет тела становится очень крепким даже на первых стадиях Шаматхи.
- Вы обретаете невероятно острое сосредоточение, можете все очень ясно анализировать, ум становится очень позитивным, в уме нет места негативным состояниям.
- Реализовав Шаматху, вы обретаете феноменальную память. Стоит вам один раз что-то услышать, вы никогда это не забудете.
- С помощью Шаматхи развивается настоящее ясновидение. «Человек без ясновидения не может по-настоящему приносить благо живым существам», — сказал Учитель.
- Намного легче добиться реализации трех основ буддийского пути — отречения, бодхичитты и мудрости прямого постижения Пустоты
Вторая ошибка медитации — это забывание объекта медитации. Противоядие к этому — развитие внимательности. Геше-ла дал совет выбрать вначале два объекта медитации — образ Будды и ясное, осознанное состояние собственного ума. Также Учитель дал несколько советов о том, как обнаружить эти объекты медитации и пребывать на них в сосредоточении.
Учитель рассказал нам, что существует четыре йоги Махамудры: йога однонаправленного, йога неконцептуального, йога одного вкуса, йога более-не-медитации. Учитель рассказал нам о Ясном Свете ума и шести аналогиях, которые приводили великие махасиддхи прошлого: медитировать подобно натянутой крепкой и эластичной хлопковой нити; подобно птице, парящей в небе; подобно ребенку, смотрящему на картину без каких-либо концепций, подобно горе, океану и пространству; подобно держанию яйца в вытянутой руке; подобно ворону, выпущенному с корабля посреди океана.
Третья ошибка медитации — это притупленность и блуждание ума. Блуждание ума возникает под влиянием привязанностей, грубое блуждание полностью отвлекает внимание практикующего от объекта медитации, в результате чего он про него забывает, а тонкое блуждание отвлекает практикующего, но не полностью, а может быть, наполовину.
Притупленность ума возникает не под влиянием привязанности. Это тупое, вялое состояние ума, при котором теряется ясность объекта медитации, подобно свету шестидесятиваттной лампочки в сравнении со светом стоваттной лампы.
«Нужно уменьшать ошибки медитации,таким образом постепенно вы добьетесь прогресса», — посоветовал Досточтимый Учитель.