Четыре светильника, изгоняющих тьму лени
С 29 сентября по 2 октября новосибирские ученики с радостью прослушали учения досточтимого геше Джампа Тинлея о развитии шаматхи. Прошлый весенний цикл учений был посвящен шести необходимым условиям для порождения шаматхи, тогда Учитель сделал акцент на втором и третьем условиях: как уменьшить количество нездоровых желаний и обрести удовлетворенность. В эти же дни Учитель подробно раскрыл, что значит практиковать нравственность и как важно иметь малое количество дел, а также каким образом по-настоящему эффективно бороться с ленью, которая мешает нам развивать ум. В последний день Учитель даровал благословение Манджушри.
Лекции начались с того, что Геше-ла напомнил нам, что не нужно целиком теряться в делах этой жизни. Наша жизнь – лишь небольшой промежуток времени от рождения до смерти, после него начнется следующий краткий промежуток и так далее. Взгляд с такой далекой перспективы настроил умы учеников на стремление сделать эту жизнь значимой не только для себя, но и для всех живых существ. Все мирские заботы, которые тревожили нас, сразу же улеглись.
Почему стоит приложить все усилия к развитию шаматхи? Без нее невозможно достичь ни одной реализации: спонтанное отречение, бодхичитта, випашьяна – все это достигается посредством шаматхи.
В этот раз Учитель подробно объяснил нам, что такое шаматха. Если кто-то думает, что это просто однонаправленное сосредоточение, то он ошибается. Даже если пребывать четыре часа в однонаправленной концентрации, это все еще не шаматха. Учитель привел несколько определений ламы Цонкапы и еще раз напомнил, что нет более детальных наставлений на эту тему, чем в «Большом Ламриме». Шаматха – царь концентрации, она дает способность полностью контролировать ум, сколько угодно пребывать на объекте сосредоточения без ошибок медитации с безмятежностью ума, обретаемой посредством обнаженного сосредоточения.
Учитель рассказал нам об эффективной стратегии борьбы с ленью, мешающей развить шаматху. Лень похожа на темноту. Если сказать: «Лень, уходи», она не уйдет. Насильно заставлять себя медитировать по понедельникам – все равно что бегать по комнате с тряпкой и выгонять тьму. Что же нужно сделать? Необходимо использовать противоядия, несовместимые с ленью, иначе говоря, зажечь четыре светильника, изгоняющих тьму лени. Первый – вера в достоинства шаматхи и собственные силы; второй – вдохновение; третий, более мощный светильник – энтузиазм, с ним тьмы-лени станет еще меньше в нашем уме. Наконец, от четвертого светильника, безмятежности, в нашем уме не останется и следа лени.
Лекции были проникнуты невероятной добротой и состраданием Учителя. Новосибирские ученики получили ценные советы о том, как быть эффективными не только в духовной области, но и в мирской жизни. Учитель привел совет Шантидевы: до тех пор пока вы не взялись за какое-либо дело, исследуйте его хорошо, а когда взялись, доведите до конца. Все, кто занимается развитием ума, на собственном опыте знают, как важна для продвижения сила духа. Бывает, кажется, что омрачения сильнее нас, но Геше-ла поддерживает нас и настраивает на то, что никогда не нужно сдаваться. Нет людей, которые бы не испытывали неудачу. Неудачник лишь тот, кто сдается. Когда вы принимаете решение сдаться, вы по-настоящему терпите неудачу. Учитель привел пример: «Некоторые не становились неудачниками, даже девять раз не достигнув цели. А кто-то, один раз потерпев поражение, уже становится неудачником».
Одним из самых сердечных моментов в этот приезд Геше-ла стала передача обетов генина в храме «Майтрея». По словам нашего драгоценного Учителя, это лучшая стратегия для освобождения. Спустя много лет мы задумаемся, благодаря какой стратегии мы достигли таких высоких реализаций. В то время мы будем арьями, у нас уже будет ясновидение, и мы увидим, что тысячу или миллион лет назад в России, в Новосибирске мы приняли такие обеты и с этого момента заложили стратегию освобождения от страданий и причин страданий. Также на аудиенции Учитель передал наставления о практике Гуру-йоги.
После учения новосибирцы традиционно провели банкет вместе с Учителем в ресторане. Все пели, танцевали под зажигательную музыку, вкусно ели – были счастливы и делали счастливыми других.