Метод обмена себя на других: итоги подмосковного ретрита
Осенний ретрит по тренировке ума в этом году традиционно прошел в подмосковном доме отдыха «Ершово». За столько лет это место стало как будто родным, и знакомые уголки старинной усадьбы, вызывая воспоминания о предыдущих ретритах, с первых моментов уже настраивают на восприятие Дхармы.
На этом ретрите Геше-ла продолжил комментировать восьмую главу «Бодхичарья-аватары», но на первых двух лекциях он уделил внимание тому, чтобы разложить по полочкам наши представления об учении Будды: четыре благородные истины, три поворота колеса учения, учение о карме и прочие – вплоть до тантры. Также Учитель изложил в одной шлоке суть учения Махаяны: «Драгоценная бодхичитта, которая еще не порождена, пусть зародится; та, что зародилась, пусть укрепится; та, что укрепилась, пусть разовьется до безграничности» и дал краткий комментарий к ней, заметив также, что вся «Бодхичарья-аватара» Шантидевы и есть подробный комментарий к этой шлоке.
Прежде чем перейти непосредственно к комментированию восьмой главы, Геше-ла объяснил структуру всего текста как путь от зарождения бодхичитты к ее стабилизации и последующему развитию до безграничности. Потом Учитель повторил структуру восьмой главы и начал ее комментировать с того места, на котором закончил предыдущий ретрит, – с устранения факторов, препятствующих развитию сосредоточения. Отбросить главный из таких факторов – привязанность к мирским объектам – нам поможет анализ недостатков мирских объектов и преимуществ практики в уединении. Привязанность к мирским объектам имеет шесть недостатков: она приносит страдания телу и уму, закрывает двери к нирване, заставляет нас все время гнаться за желаемым, не позволяя обрести счастье (так корова бежит за пучком травы, который вешают перед ней на палку, чтобы заставить двигаться), побуждает растрачивать впустую свою драгоценную человеческую жизнь. В погоне за удовольствиями мы претерпеваем огромные трудности и прикладываем столько усилий ради ничтожных и мимолетных результатов! Даже части этих усилий хватило бы, чтобы достичь великой цели – Пробуждения ради блага других. Наконец, кармический плод наших трудов ради мирских желаний – муки адских миров, с которыми не могут сравниться никакие человеческие страдания.
Для того чтобы «найти усладу в уединении», уединенное место рассматривается как безупречное и приносящее счастье. Благодаря уединению омрачения стихают: без деления на друзей и врагов привязанность и гнев лишаются основы, поэтому становится очень комфортно, появляется удовлетворенность и свободное время.
В следующем разделе восьмой главы объясняется противоядие от привязанности к мирским объектам, и таким противоядием является бодхичитта. Она же становится и благоприятным условием для развития сосредоточения, потому что намерение развить сосредоточение многократно усиливается, когда нами движет такая великая цель – Пробуждение ради блага других. И тогда сосредоточение, даже не полностью развитое, уже становится совершенством сосредоточения.
Геше-ла дал определения относительной и абсолютной бодхичитте и начал объяснять метод зарождения относительной бодхичитты согласно трактату Шантидевы. Поскольку сразу заботиться о других больше, чем о себе, слишком тяжело, сначала Шантидева учит уравниванию себя с другими. Уравнять себя с другими – значит думать о себе и других как об одинаково значимых, заботиться о своем счастье и счастье других в равной мере. Осваивать уравнивание себя с другими – значит думать об этом снова и снова, пока такой образ мышления не станет спонтанным. Геше-ла советовал нам начать эту практику со своей семьи, потом распространить на друзей и соседей, а потом – на всех живых существ.
Поскольку эгоистический ум шокирует даже сама идея уравнивания себя с другими, сначала Шантидева доказывает, что это можно осуществить. Он приводит обоснования, опровергающие все возможные доводы эгоистического ума. Например, нам кажется, что чужие страдания нам самим не вредят. Но если мы любим кого-то, его страдания становятся для нас проблемой. А ведь круг существ, которых мы любим, можно расширять, а значит, страдания других могут стать для нас такими же дискомфортными, как наши собственные. К тому же боль из-за страдания близких вызвана привязанностью, а в истинном сострадании привязанности нет, поэтому у бодхисаттвы чужое страдание вызывает желание его устранить и некоторое неудобство, но не сильную боль.
Само уравнивание себя с другими также опирается на силлогизмы, опровергающие недостоверные убеждения эгоцентризма. Приведу в пример один из них: «Страдания других мне следует устранять, поскольку это страдание». Для других их страдания так же нежеланны, как наши страдания – для нас. К тому же мы зависим от чужого страдания и счастья, даже если не осознаем этого. Чтобы установить охватывание, Шантидева опровергает один за другим все аргументы, которые эго, защищая себя, может нам подкинуть, в том числе он опровергает неведение – цепляние за истинность «я».
Отношение к себе и другим и его изменение – вопрос привыкания. Хотя самосущего «я» нет, мы привыкли именовать «я» определенный набор феноменов; точно так же можно привыкнуть и чужие тела считать собой. «Сначала нужно натренироваться думать о чужих страданиях как о «наших», а уже потом – как о своих собственных, – советует Геше-ла, – потому что это сложнее. Если мы чужие страдания воспринимаем как «мои», мы на самом деле принимаем на себя ответственность за их устранение и начинаем действовать».
Следующий этап в развитии бодхичитты – обмен себя на других. Обменять себя на других – значит смотреть на чужое благополучие как на свое и стремиться к нему, смотреть на свое благополучие как на чужое и пренебрегать им. Это нелегко, но в привычном нам эгоистическом подходе вообще нет никакого смысла, потому что он ведет только к страданиям и препятствует освобождению от сансары. Сравнение себялюбия и заботы о других позволяет оценить недостатки первого и преимущества последней. Вкратце это можно выразить так: эго меньше – проблем меньше, заботы о других больше – счастья больше. Эгоцентризм, заботу лишь о себе, следует отбросить, поскольку он приносит страдания и в этой жизни, и в будущих. В этой жизни из-за привязанности к телу мы хотим невозможного: оставаться молодыми и красивыми, всегда получать одобрение и внимание окружающих, поэтому мы огорчаемся, когда стареем или когда нас не ценят. Из-за привязанности к «я» мы совершаем негативные действия, и потому страдания наши продолжаются и в будущих жизнях. С другой стороны, всякое блаженство в этой и будущей жизнях проистекает из стремления принести счастье другим.
Для того чтобы на практике осуществить обмен себя на других, нужно научиться защищать других даже от малейших страданий и неудобств, как мы привыкли защищать себя, и стремиться в любой ситуации сделать других счастливыми; использовать все свои органы чувств на благо другим и даже принимать пищу с мыслью о том, что поддерживаем тело, чтобы с его помощью приносить благо. Когда вследствие негативной кармы мы испытываем страдание, нужно желать, чтобы другие так не страдали. Также обмен себя на других осуществляется в медитации, с помощью изменения установки. Установки эгоцентричного ума таковы: он с высокомерием взирает на занимающих низшее положение, соперничает с равными и завидует тем, кто оказался выше. В этой медитации нужно, поставив себя на место другого, смотреть на свой эгоистический ум как на другого, со стороны, развивая к себе те же самые чувства высокомерия, зависти и соперничества, какие мы обычно питаем к другим. Эгоистическому уму это не нравится. Такая практика отучит нас гордиться, соперничать и завидовать.
За эти дни мы получили столько логических обоснований и доводов, побуждающих нас меняться, и столько практических наставлений, как эти изменения осуществить, что было бы очень глупо и очень жалко никак этим не воспользоваться. И хотя все эти практики предназначены для бодхисаттв, а для нас они невероятно трудны, надо хотя бы попытаться, хотя бы начать…
Закончился ретрит на четвертый день потоком благодарностей досточтимому Учителю, переводчику и организаторам – Московскому буддийскому центру Ламы Цонкапы, и я тоже от всей души присоединяюсь ко всем благодарностям! Пусть осуществится желание нашего дорогого Учителя – чтобы хоть кто-то из его учеников в этой жизни стал бодхисаттвой!