Мое понимание ценности учения Ламрим – сухое. И я не чувствую, что хочу стать Буддой. Как мне это изменить?

Данные о себе
Имя: 
Руслан
Город: 
Элиста

Вопрос: Здравствуйте, Геше-ла...
Хотел бы Вам описать свое положение. Возможно, я заблуждаюсь, но порой мне кажется, что в таком же скорбном положении и большинство тех, кто приходит на Ваши лекции и лекции других Учителей.
Я один из «участников» ретрита в Бурятии на Байкале... Дело в том, что я просто «сухо» знаю ценность учения Ламрима, но сказать, что я чувствую и осознаю это всем сердцем, нельзя... И дело тут, на мой взгляд, в отсутствии какой-то элементарной базы для его восприятия... Не хватает осознавания себя и своего положения в жизни, как точки «А», и полноценного понимания направления и цели, как точки «Б»... Например, сама по себе концепция "перерождения" не открыта для сердца, а просто существует в уме как одна из религиозных теорий.
Еще был такой случай в моей жизни. Пребывая на лекции, в процессе диалога с учениками, Геше произнес такую фразу: «Ну, вы же хотите стать Буддами»... Меня как водой холодной окатили, я понял, что вовсе не по этой причине слушаю лекции, и вообще — что такое быть Буддой?.. Такие, казалось бы, элементарные вещи, отсутствие которых вообще ставит под сомнение действие лекарств-наставлений Ламрима...
Геше-ла, если моя просьба адекватна, и вы считаете это необходимым, пожалуйста, в следующий раз, на ретрите в Бурятии, проведите несколько первых лекций именно по этим основам. Заранее спасибо.

Ответ: На начальном этапе, когда вы получаете учение Ламрим, вы обретаете некоторое понимание, но ваши чувства не будут глубокими. Чтобы прочувствовать учение всем сердцем, необходимо медитировать. Вновь и вновь получайте учение, вновь и вновь его обдумывайте, тогда вы его начнете чувствовать. Сходу такого не добиться. Поэтому очень важно получать учение Ламрим еще и еще, тогда ваше осознание будет все более и более глубоким, чувства станут сильными, а позже спонтанными. С самого начала спонтанных чувств нет ни у кого. Перво-наперво люди получают учение, достигают некоторого понимания, согласия, но сердечных чувств у них не возникает, потому что для них учение — совершенно новая информация. Ваш мозг, ваш ум еще не знаком с ней. Это можно сравнить с новой одеждой, которую вы считаете пригодной, но не воспринимаете как неотъемлемую часть вас самих. Вам необходимо добиться чувства, которое возникало бы спонтанно, для этого получайте учение вновь и вновь.
Теперь для того чтобы стать Буддой, если вы понимаете, каким ценным является Состояние Будды, у вас зародится намерение или желание стать Буддой: «О, как было бы здорово стать Буддой! Тогда я смогу приносить пользу всем живым существам». В настоящий момент, если кто-то у нас спросит, хотим ли мы стать очень богатыми людьми, мы разу ответим: «О, я хочу стать богатым человеком». Потому что вы знаете, что если станете богатым, то обретете особый потенциал. Вашему уму привычны такие мысли. Вы не знаете, каким ценным является Состояние Будды. Поэтому получайте учение снова и снова. Сначала ради счастья в будущей жизни. Затем породите намерение, желание освободиться от омрачений. И далее намерение или желание достичь Пробуждения. Т.е. к этому вы придете, продвигаясь по шагам, получая учение в течение длительного времени, накапливая добродетели. Так через какое-то время вы добьетесь прогресса, происходить это будет медленно. Я очень рад, что у вас есть определенный уровень понимания учения. Вы также осознаете свои слабости. Это очень хорошо. Благодаря этому вы будете развиваться. Желаю Вам всего наилучшего.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа