В Новосибирске состоялся ретрит по Теории пустоты под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея

С 16 по 18 декабря в Новосибирске состоялся традиционный зимний ретрит по пустоте, на котором Учитель закончил передачу комментария к девятой главе «Бодхичарья-аватары» Шантидевы. Два предыдущих зимних ретрита также были посвящены этой теме. Несмотря на то, что обещали большие морозы, погода стояла чудесная. Сердца учеников переполнялись радостью от встречи со своими братьями и сестрами по Дхарме и от получения такого драгоценного учения.

В начале ретрита Геше-ла помог нам породить правильную мотивацию. Многих до глубины души поразил следующий пример: если горшок заполнить большими булыжниками, горшок будет полон, тем не менее, туда еще можно будет добавить средние камни, а потом и песок, а если его сначала доверху засыпать песком, камни и булыжники уже не войдут. Булыжники здесь символизируют самые важные дела, которые нужно делать в первую очередь, и тогда будет оставаться время для более мелких занятий. Мы же поступаем наоборот. Все, что связано с нашим мелким счастьем или небольшой болью, мы принимаем слишком серьезно, поэтому у нас никогда нет времени для достижения значимых целей. Учитель советует нам развивать терпение, чтобы всегда быть готовым пережить какую-то мелкую трудность ради большого счастья и избавления от большого страдания.

В начале пути вся наша практика прочно связана с цеплянием за истинность. Даже страх перед рождением в низших мирах сопровождается цеплянием за истинность «я». Шантидева говорит, что любой страх, возникающий из-за цепляния за истинность, это паранойя. Однако у нас нет выбора. Сразу найти чистое золото практически невозможно, поэтому приходится брать золотой песок с примесями, а затем уже его очищать. Так и практикой заниматься нужно, пусть даже с цеплянием за истинность «я», а затем очищать свою практику, устраняя это цепляние.

Учитель разъяснил нам представление о бессамостности личности [строфы 56-77]. В настоящее время из-за омрачений мы вращаемся в сансаре и страдаем. Все омрачения коренятся в неведении. Существует множество разных видов неведения, главное из них – это представление о себе и феноменах как о самосущих. Это худшая галлюцинация, которая нам очень сильно вредит.

Когда мы удерживаем представление о таком плотном «я», которое существует внутри нас, будто бы на него можно указать пальцем, – это иллюзия, при анализе мы ничего подобного не находим. Шантидева говорит: «Проанализируйте все части вашего тела, и ни в одной из них вы не найдете “я”». Однако это не означает, что «я» не существует вообще. Тогда как же «я» существует и как оно не существует? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять абсолютную и относительную истины, а чтобы прийти к этому пониманию, нужно отбросить крайности этарнализма (существует некое прочное «я») и нигилизма («я» не существует вообще).

Учитель подчеркнул, что нам не следует пренебрегать словами, потому что, опираясь на палку слов, старик-смысл может подняться на ноги. А слова из текста «Лама Чопа», относящиеся к воззрению Нагарджуны, нам нужно помнить наизусть:

В сансаре и нирване нет ни частицы самобытия

А зависимость от причин и следствий безошибочна.

Благословите меня на постижение смысла слов Нагарджуны

О том, что эти две истины не противоречат одна другой,

Но дополняют друг друга.

Напомним, что Шантидева в девятой главе «Бодхичарья-аватары» опровергает с позиции Мадхьямаки Прасангики некоторые положения буддийских и индуистских школ. На этом ретрите Учитель объяснил нам, как автор опровергает представление о «я» таких индуистских школ, как Танченпа и Ринченпа. Например, первая школа устанавливает такое «я», как постоянное познание. Шантидева доказывает, что такого «я» не существует, это выдумка, которая противоречит логике [строфа 60]. 

Школа Ринченпа признает, что есть некий атман, который является постоянным, единым и отличным от пяти совокупностей. Это подобно существованию воды, отдельной от кислорода и водорода. Учитель сказал, что благодаря научным знаниям о мире нам не так сложно убедиться в том, что такого «я» не существует. С точки зрения Мадхьямаки Прасангики, даже соединение кислорода и водорода не является водой, которая бы существовала объективно. Вода – просто название, данное соединению кислорода и водорода.  

Геше-ла объяснил представление о бессамостности феноменов. Сначала Учитель напомнил нам пять видов умозаключений, с помощью которых мы сможем познать абсолютную природу феноменов: 1) умозаключение о взаимозависимости, известное как царь умозаключений; 2) умозаключение о сущности; 3) умозаключение о четырех альтернативах; 4) ваджрное умозаключение о единичном и множественном; 5) умозаключение о существующем и не-существующем.

Шантидева рассматривает бессамостность феноменов с точки зрения четырех видов внимательности, которые относятся к тридцати семи аспектам просветления. Это внимательность в отношении форм, ощущений, сознаний и феноменов. Автор объясняет, каким образом эти виды внимательности пусты от самобытия. Если в повседневной жизни мы будем медитировать, используя эти четыре аспекта внимательности, это уменьшит наши омрачения. Например, все наши омрачения связаны с тем, что мы смотрим на свою форму и на другие формы как на постоянные, самосущие и являющиеся объектами счастья. Ощущения мы тоже рассматриваем как постоянные и как источник счастья. Также четыре аспекта внимательности являются основой для развития шаматхи.

Учитель в общих чертах рассказал нам о тридцати семи аспектах просветления. Это четыре аспекта внимательности, четыре чистых отбрасывания, четыре чудесных ноги, пять сил, пять могуществ, семь ветвей просветления и восемь путей арьев.

Геше-ла подчеркнул, что понимание абсолютной истины не должно противоречить относительной истине, а должно поддерживать ее. Также ошибочно думать, что абсолютная истина важнее, чем относительная. Мудрость, познающая пустоту, очень важна, так как она устраняет неведение, однако это не означает, что абсолютная истина важнее относительной.

Итак, Учитель показал нам цель – обрести воззрение Мадхьямаки Прасангики. Внешние явления существуют как номинальные, как простые названия. Снаружи, вне обозначений, данных умом, мы ничего не сможем найти. Номинальное существование – это то, как явления существуют. Поскольку явления существуют как номинальные, они пусты от самобытия. Это цель, и нам нужно стараться ее достичь. Учитель сказал, что, если наше понимание философии приводит к тому, что отсутствие самобытия и номинальное, взаимозависимое существование перестают казаться нам чем-то противоречивым, гармонично дополняют друг друга, тогда это правильное направление.

Мы обещаем не забывать это учение, усердно накапливать заслуги, очищать негативную карму, проводить аналитические медитации по темам Ламрима, готовиться к ретриту по шаматхе, чтобы в будущем поскорей достичь состояния будды на благо всех матерей – живых существ.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа