Учение Далай-ламы по сочинению Нагарджуны «Письмо к другу»
3 февраля Его Святейшество Далай-лама начал двухдневные учения для инициативного фонда Vidyaloke, выступающего за сохранение мудрости и воссоздание древней индийской традиции. Участники фонда попросили Его Святейшество дать комментарии на сочинение Нагарджуны «Письмо к другу» и прочитать молитву собственного сочинения «Восхваление 17 пандит славной Наланды».
«Братья и сестры, давайте посвятим нашу встречу не просто изучению Дхармы, а постараемся, чтобы наша дискуссия привела в результате к созданию более счастливого и мирного будущего в 21 веке» - начал выступление Далай-дама. «В 20 веке человечество пережило огромные страдания, включая многочисленные случаи уничтожения людей во имя идеологии и из-за проблем национализма. Однако, если в начале века люди вступали в военные действия без раздумий, к концу столетия, например, когда начиналась война во Вьетнаме, люди начали задаваться вопросом, действительно ли им нужно жертвовать своими жизнями в такой мере. Они стали стремиться к миру. Ближе к концу века люди стран Европы, уставшие делить друг друга на «нас» и «их», создали Европейский союз, чтобы работать вместе ради всеобщего блага более эффективно. Один из моих учителей по физике говорил, что в его детстве французы и немцы считали друг друга врагами. Сейчас это изменилось, что, несомненно, дает нам надежду на позитивные изменения».
Тибетский духовный лидер отметил, что сейчас очень остро стоит проблема природных катаклизмов, вызванных глобальными изменениями климата, то есть люди сталкиваются с результатом созданных ими же самими проблем. Это сложная задача для семи миллиардов жителей земли. Однако, с другой стороны, также очень важно осознавать важность внутренних ценностей, и, хотя подобное отношение ассоциируется у нас с религией, Далай-лама рекомендует более универсальный подход – светскую этику. С помощью такого подхода мы должны продвигать универсальные ценности, при этом не путем чтения молитв или совершения ритуалов, а с помощью образования, основанного на общечеловеческом опыте, здравом смысле и научных исследованиях».
«Я всегда считал индийских мастеров нашими гуру потому, что все наше знание берет начало в традиции Наланда – учении, которое оказывается очень полезным в борьбе с разрушительными эмоциями, и, соответственно, является актуальным и в наши дни. Однако, я сам иногда посмеиваюсь над моими индийскими друзьями, говоря, что они стали слишком «западными» и материалистичными. Даже духовные учителя, кажется, подчеркивают важность ритуалов больше, чем сами знания. Сейчас пришло время уделять больше внимания древнему учению в контексте работы с деструктивными эмоциями и усилению значения внутренних ценностей. Во времена, когда люди часто испытывают духовный кризис и постоянное ментальное беспокойство, нам необходимо соблюдать эмоциональную гигиену также, как мы поддерживаем гигиену физическую для нашего здоровья. Я призываю молодежь Индии уделять больше внимания развитию мудрости и возрождению духовных ценностей древней Индии с точки зрения более светского подхода. У этой страны огромные возможности для совмещения современного научного понимания, технологического прогресса и древней мудрости для создания более мирного, честного и достойного общества» - сказал тибетский духовный лидер.
Его Святейшество отметил важность применения логики и разума для понимания трех видов феноменов – явных, скрытых и весьма скрытых. Чтобы понять весьма скрытые феномены, мы должны опираться на опыт достоверных существ – духовных учителей, чтобы понять скрытые феномены, мы должны опираться на логику и умозаключения, а понимание явных феноменов означает использование опыта наших органов чувств. Далай-лама отметил, что наука старается исследовать явные и скрытые феномены, и поэтому в этом отношении также важно участвовать в плодотворной дискуссии с учеными.
Далее, произнося молитву «Восхваление 17 пандит славной Наланды», Его Святейшество отметил в первую очередь Нагарджуну, чье руководство по трансформации деструктивных эмоции он считает необычайно полезным для понимания реальности. Далай-лама упомянул американского психотерапевта Аарона Бека, который говорил, что 90% злобы от восприятия какого-то объекта человеком является его собственной ментальной проекцией, что совпадает с точкой зрения Нагарджуны. Также Его Святейшество упомянул индийского ученого Раджу Раману, говорившего, что те идеи, которые квантовая физика считает новыми, на самом деле присутствуют уже в сочинениях Нагарджуны. В завершение Далай-лама сказал, что он сам ежедневно цитирует сочинения древнего мастера и размышляет над их смыслом.
Говоря о трех видах страдания и объясняя его причины, Его Святейшество отметил, что причиной страдания являются беспокоящие эмоции, которые, в свою очередь, коренятся в неведении. Эта проблема может быть решена, если мы сможем понять разницу между видимостью и реальностью, то есть то, что феномены не являются такими, какими они кажутся нам.
Отвечая на вопросы, Его Святейшество упомянул важность развития доброты по отношению к окружающим, поддержания позитивного внутреннего настроя, практического применения древней индийской мудрости и развития внутренней силы.
4 февраля 2017 г., суббота
tibet.net