Учение Далай-ламы по сочинению Нагарджуны «Письмо к другу»

3 февраля Его Святейшество Далай-лама начал двухдневные учения для инициативного фонда Vidyaloke, выступающего за сохранение мудрости и воссоздание древней индийской традиции. Участники фонда попросили Его Святейшество дать комментарии на сочинение Нагарджуны «Письмо к другу» и прочитать молитву собственного сочинения «Восхваление 17 пандит славной Наланды».

 «Братья и сестры, давайте посвятим нашу встречу не просто изучению Дхармы, а постараемся, чтобы наша дискуссия привела в результате к созданию более счастливого и мирного будущего в 21 веке» - начал выступление Далай-дама. «В 20 веке человечество пережило огромные страдания, включая многочисленные случаи уничтожения людей во имя идеологии и из-за проблем национализма. Однако, если в начале века люди вступали в военные действия без раздумий, к концу столетия, например, когда начиналась война во Вьетнаме, люди начали задаваться вопросом, действительно ли им нужно жертвовать своими жизнями в такой мере. Они стали стремиться к миру. Ближе к концу века люди стран Европы, уставшие делить друг друга на «нас» и «их», создали Европейский союз, чтобы работать вместе ради всеобщего блага более эффективно. Один из моих учителей по физике говорил, что в его детстве французы и немцы считали друг друга врагами. Сейчас это изменилось, что, несомненно, дает нам надежду на позитивные изменения».

Его Святейшество подчеркнул важность ведения плодотворной научной дискуссии, в которой он сам принимал участие на протяжении более чем 30 лет. «Многие из ученых отмечают, что человеческая природа по преимуществу сострадательная. Исследования показали, что постоянный страх, злоба и ненависть подрывают нашу иммунную систему, а добро и сострадание укрепляют ее». Далай-лама заметил, что, когда мы встречаем людей с улыбкой, они чувствуют себя счастливее. А излишние формальности, напротив, могут доставлять нам дискомфорт. Так, детям безразличны формальности, они просто ценят тех, кто относятся к ним с любовью».

Тибетский духовный лидер отметил, что сейчас очень остро стоит проблема природных катаклизмов, вызванных глобальными изменениями климата, то есть люди сталкиваются с результатом созданных ими же самими проблем. Это сложная задача для семи миллиардов жителей земли. Однако, с другой стороны, также очень важно осознавать важность внутренних ценностей, и, хотя подобное отношение ассоциируется у нас с религией, Далай-лама рекомендует более универсальный подход – светскую этику. С помощью такого подхода мы должны продвигать универсальные ценности, при этом не путем чтения молитв или совершения ритуалов, а с помощью образования, основанного на общечеловеческом опыте, здравом смысле и научных исследованиях».

«Я всегда считал индийских мастеров нашими гуру потому, что все наше знание берет начало в традиции Наланда – учении, которое оказывается очень полезным в борьбе с разрушительными эмоциями, и, соответственно, является актуальным и в наши дни. Однако, я сам иногда посмеиваюсь над моими индийскими друзьями, говоря, что они стали слишком «западными» и материалистичными. Даже духовные учителя, кажется, подчеркивают важность ритуалов больше, чем сами знания. Сейчас пришло время уделять больше внимания древнему учению в контексте работы с деструктивными эмоциями и усилению значения внутренних ценностей. Во времена, когда люди часто испытывают духовный кризис и постоянное ментальное беспокойство, нам необходимо соблюдать эмоциональную гигиену также, как мы поддерживаем гигиену физическую для нашего здоровья. Я призываю молодежь Индии уделять больше внимания развитию мудрости и возрождению духовных ценностей древней Индии с точки зрения более светского подхода. У этой страны огромные возможности для совмещения современного научного понимания, технологического прогресса и древней мудрости для создания более мирного, честного и достойного общества» - сказал тибетский духовный лидер.  

Его Святейшество отметил важность применения логики и разума для понимания трех видов феноменов – явных, скрытых и весьма скрытых. Чтобы понять весьма скрытые феномены, мы должны опираться на опыт достоверных существ – духовных учителей, чтобы понять скрытые феномены, мы должны опираться на логику и умозаключения, а понимание явных феноменов означает использование опыта наших органов чувств. Далай-лама отметил, что наука старается исследовать явные и скрытые феномены, и поэтому в этом отношении также важно участвовать в плодотворной дискуссии с учеными.

Далее, произнося молитву «Восхваление 17 пандит славной Наланды», Его Святейшество отметил в первую очередь Нагарджуну, чье руководство по трансформации деструктивных эмоции он считает необычайно полезным для понимания реальности. Далай-лама упомянул американского психотерапевта Аарона Бека, который говорил, что 90% злобы от восприятия какого-то объекта человеком является его собственной ментальной проекцией, что совпадает с точкой зрения Нагарджуны. Также Его Святейшество упомянул индийского ученого Раджу Раману, говорившего, что те идеи, которые квантовая физика считает новыми, на самом деле присутствуют уже в сочинениях Нагарджуны. В завершение Далай-лама сказал, что он сам ежедневно цитирует сочинения древнего мастера и размышляет над их смыслом. 

Говоря о трех видах страдания и объясняя его причины, Его Святейшество отметил, что причиной страдания являются беспокоящие эмоции, которые, в свою очередь, коренятся в неведении. Эта проблема может быть решена, если мы сможем понять разницу между видимостью и реальностью, то есть то, что феномены не являются такими, какими они кажутся нам.

Отвечая на вопросы, Его Святейшество упомянул важность развития доброты по отношению к окружающим, поддержания позитивного внутреннего настроя, практического применения древней индийской мудрости и развития внутренней силы.

 

4 февраля 2017 г., суббота

tibet.net

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа