С 20 марта по 16 апреля в московском буддийском центре Ламы Цонкапы проходил традиционный цикл Учений досточтимого геше Джампа Тинлея. Этот цикл был посвящен развитию однонаправленного сосредоточения и практике необычной Гуру-йоги. Досточтимый Геше-ла начал с рассмотрения всей системы буддийского Учения, придерживаясь которой можно достичь Пробуждения, а также подробно разъяснил роль однонаправленного сосредоточения в обретении буддийских реализаций и продвижении по пути к Просветлению.
Перед Учением досточтимый Геше-ла делал акцент на развитии правильной мотивации как со стороны Учителя, так и со стороны учеников, напоминая, что основная мотивация при получении Учений - это желание укротить свой ум, сделать его более здоровым, и стать источником счастья для всех живых существ. По словам Духовного Наставника, в настоящий момент мы довольствуемся развитием своих благих качеств ума, но испытываем неудовлетворенность в отношении материальных объектов. Однако в следующую жизнь мы сможем взять только благие качества нашего ума. Поскольку благие качества ума возможно развивать до бесконечности, в отношении их развития у нас не должно быть удовлетворенности.
Учитель подчеркнул, что сейчас для нас самое главное - заботиться о создании причин обретения счастья в следующем рождении, особенно драгоценной человеческой жизни. Если же не довольствоваться лишь обретением счастья в будущей жизни и задуматься, что может быть лучше этого, мы придем к пониманию, что это только полное освобождение от омрачений и достижение состояния Будды на благо всех живых существ. Если постепенно развивать мотивацию, начиная с заботы о благе в следующей жизни вплоть до искреннего желания стать Буддой на благо всех живых существ, эта мотивация станет по-настоящему взрослой.
Драгоценный Духовный Наставник напомнил, что наше поведение может быть как источником счастья, так и источником страдания в этой и следующей жизни. Чтобы быть счастливыми из жизни в жизнь, необходимо совершать позитивные действия тела, речи и ума. А для того чтобы наши действия спонтанно носили позитивный характер, нужно в ходе медитации укреплять в уме правильные воззрения. Благодаря достижению правильных воззрений во время медитации мы сможем укротить собственный ум, испытывать плоды своих благих действий в будущем и стать источниками счастья для всех живых существ. Долгое время мы использовали живых существ для обретения собственного счастья, но лишь чистое желание избавить всех от страдания становится источником нашего собственного освобождения. Опираясь на строки из коренного труда Шантидевы, Духовный Наставник напомнил, что помогать другим избавляться от страдания так же естественно, как рукой вынимать занозу из ноги: “Ведь боль в ноге - это не боль в руке, почему же тогда рука защищает ногу?”
Чтобы избавиться от страданий и принести счастье всем живым существам, необходимо опираться на Три основы пути: отречение, бодхичитту и мудрость постижения пустоты. Желая избавиться от страданий сансары, мы порождаем в своем уме отречение, которое возникает на основе постижения Четырех благородных истин и понимания 12 звеньев взаимозависимого возникновения, первым из которых является неведение. Под влиянием неведения мы воспринимаем явления истинно существующими, что приводит к порождению привязанности и гнева. Находясь под властью этих трех коренных омрачений, мы вращаемся в сансаре. Для того чтобы пресечь сансару под корень, то есть устранить неведение, необходима мудрость постижения пустоты.
После порождения бодхичитты и мудрости постижения пустоты, мы обретем два крыла, с помощью которых сможем приступить к уникальным практикам Тантры. Эти два крыла помогут нам достичь двух кай: святого тела Будды (Рупакаи) и святого ума Будды (Дхармакаи). Сравнивая Сутру и Тантру, Духовный Наставник говорит, что Сутра, как хорошо укомплектованная машина, в любом случае довезет до места назначения. Тантру же можно сравнить со специальным устройством, которое, прикрепив к двигателю, можно заставить машину ехать намного быстрее. Но имея лишь специальное устройство без хорошо укомплектованной машины, невозможно добраться туда, куда нам нужно. Учитель подчеркивает, что практика Тантры должна опираться на практику Сутры, и тогда мы сможем отбросить препятствия к всеведению и развить весь благой потенциал, благодаря которому мы сможем приносить пользу всем живым существам.
Говоря о духовной практике, досточтимый Геше-ла дал следующий сущностный совет: нам необходимо день ото дня укреплять позитивные действия тела, речи и ума и очищать негативную карму. Эта подобно действиям бизнесмена, который в конце дня подсчитывает прибыль и убытки. Подобным же образом, нам необходимо каждый день подсчитывать количество созданной позитивной кармы и радоваться накопленным заслугам.
Для того чтобы достичь Освобождения, необходимо также однонаправленное сосредоточение. Цель шаматхи - развитие всех благих качеств ума до безграничности и устранение всех негативных состояний. По словам досточтимого Учителя, продвигаясь по пути к Просветлению, мы застряли на развитии шаматхи. Из-за этого нам недоступны ни спонтанные реализации Трех основ пути, ни реализации Тантры. А для развития шаматхи необходима прочная основа, особенно чистая нравственность. А уже в ходе медитации необходимы две основные характеристики безупречного сосредоточения: ясность и сосредоточенность. Основными ошибками при однонаправленном сосредоточении являются притупленность и блуждание ума. В развитии шаматхи необходимо соблюдать баланс, так как, если удерживать объект слишком крепко, возникнет опасность блуждания ума, если же ослабить объект медитации, может возникнуть притупленность.
Субботние лекции в ходе весеннего цикла Учений досточтимого геше Джампа Тинлея были посвящены практике накопления заслуг. В особенности такой практикой является подношение мандалы, которую можно выполнять, опираясь на текст “Гуру-пуджи ”. Подобная практика позволит накопить богатство заслуг в короткие сроки. Досточтимый Учитель напомнил, что сам Лама Цонкапа выполнял практику простираний и подношения мандалы. Также Духовный Наставник Атиша, обладая невероятными качествами ума, всегда находил время для выполнения практики подношения мандалы. Учитель напомнил, что практика подношения мандалы подобна накоплению капитала перед воплощением большого проекта.
На одной из лекций драгоценный Духовный Наставник также сообщил радостную новость: в коце мая – начале июня 2017 года группа монахов из монастыря Сера Ме построит песочную мандалу Будды Медицины в буддийских центрах Москвы, Элисты, Новосибирска, Улан-Удэ и Тувы.
Весенний цикл Учений в Москве окончился традиционным концертом в новом просторном помещении буддийского центра Ламы Цонкапы.