Уфимские наставления по тренировке ума

С 11 по 14 мая в Уфе Геше-ла снова давал бесценные наставления по тренировке ума. «Нужно учиться любить не только тех, кто вас любит, это умеют и мирские люди, — говорил он. — Учитесь любить тех, кто вас ненавидит». Любовь такой невероятной силы и чистоты рождается из мудрости, устраняющей неведение. Для развития мудрости необходимо сосредоточение, шаматха, а для того, чтобы развить шаматху, нужна прочная основа нравственности.

Первая лекция была в основном о карме, потому что, опираясь на закон кармы, мы можем построить фундамент нравственности, необходимый нам для продвижения по пути. Учитель объяснил четыре характеристики кармы и рассказал, как практиковать совершение десяти позитивных карм: отказ от убийства и спасение жизни, отказ от воровства и щедрость и прочие. Чтобы эффективно выполнять эту практику, нужно понимать, насколько вредоносны негативные мысли, и отбрасывать их тотчас, как они появляются, как сбрасывают с колен ядовитую змею, не дожидаясь, пока она ужалит. Обычно мы удерживаем и развиваем такие мысли, а нужно приучиться распознавать их и отбрасывать снова и снова, пока не почувствуем отвращения к ним, словно к дурному запаху.

Также Геше-ла учил нас терпению, объяснял, как добиться контроля над гневом — самым грубым нашим омрачением, причиняющим нам и другим наибольший вред. Учитель показывал на примерах, насколько сильно мы зависим от других, и говорил, что мы должны быть благодарны другим за еду на нашем столе, за все наши блага и даже просто за то, что они существуют. Такая благодарность сделает нас счастливыми.

В следующей лекции Геше-ла проводил более подробный анализ ума и его состояний, учил опираться на позитивные состояния ума и не опираться на негативные. Здоровый ум — главное в жизни. Мы часто думаем, что не заслуживаем своих страданий, но мы родились под контролем омрачений, а для такого рождения страдания естественны, обязательны. Если мы не хотим страдать, нужно прикладывать усилия к освобождению от омрачений.

Третья лекция была о том, как обратить свой ум к Дхарме и освободиться от захваченности мирскими объектами. Для этого Учитель объяснял тему непостоянства и смерти, приводил обоснования неизбежности смерти, неопределенности времени ее прихода, а также говорил о том, насколько бесполезно во время умирания все, что, как нам кажется, приносит счастье и что Дхарма — единственная надежная опора в этот момент.

На лекции для членов центра «Тушита» Учитель говорил о поэтапном развитии мудрости. Для устранения всех омрачений нужно постичь пустоту наитончайшим умом. Однако сейчас утончение ума уменьшает нашу способность к анализу, а анализ сразу же делает ум грубым. Как же прийти к такому постижению? Геше-ла утверждает, что пустоту нельзя постичь без анализа. Прежде чем свести ум к наитончайшему состоянию, ясному свету, нужно анализировать абсолютную природу феноменов и довести аналитическое познание пустоты до степени убежденности. И когда такая убежденность уже есть в уме, в состоянии ясного света можно постичь пустоту без анализа, с помощью однонаправленного сосредоточения. Также на этой лекции Учитель объяснил относительный и абсолютный анализ, показал связь понимания взаимозависимости с развитием любви и сострадания методом замены себя на других и дал много важных советов для нашей практики и повседневной жизни.

На благословении Белой Тары Учитель также делился с нами живой мудростью буддийского учения, своим вдохновением и неиссякаемой энергией. Как здорово, что Учитель не оставляет нас, снова и снова будит, вытаскивает из мирских грёз и подталкивает к практике!

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа