«Ключ к решению всех проблем»: в Новосибирске состоялись лекции досточтимого геше Тинлея
В конце октября Геше-ла даровал учение в Новосибирске. В своих лекциях Учитель показал тесную взаимосвязь нравственности, сосредоточения и мудрости.
Цель религии, духовной практики — обрести чистое, здоровое состояние ума, потому что такое состояние — это счастье, которого ищут все живые существа. Мы понимаем, что такое физическое здоровье, и поэтому, когда заболеваем, легко принимаем необходимость правильного питания. Пища, которую мы едим, влияет на организм на клеточном уровне, и точно так же всякое наше действие оставляет определенный отпечаток в уме. Придерживаться физической диеты помогает осознание последствий неправильного питания, так же нравственность возникает вследствие размышления о будущем, о последствиях каждого действия. Даже в мирской жизни умным человеком считается тот, кто может мыслить на несколько лет вперед. В развитии нравственности следует учитывать перспективу бесконечных будущих жизней, в которых каждое действие обязательно принесет свой плод. Следить за своим умом, не позволять ему впадать в негативные состояния — самая эффективная практика нравственности.
Позитивные состояния ума всегда основаны на достоверном познании. Чем достовернее мы познаем реальность, тем добрее и счастливее ум. А значит, чтобы обрести счастье, нужно достичь правильного познания и укрепиться в нем через медитацию. Борьбу с омрачениями Геше-ла часто сравнивает с шахматной игрой, здесь тоже требуется и внимательность, и глубокий анализ, и стратегическое мышление, и даже хитрость. Учитель в лекциях заострил внимание на еще одном приеме — на преимуществе в темпе. Это означает умение взять инициативу в свои руки, поставить противника в такое положение, в котором он делает вынужденные ходы и теряет контроль над партией. Нам нужно каждый день с самого утра порождать позитивные состояния и контролировать свой ум в течение дня, тогда победа будет даваться легче из-за преимущества в темпе.
Нравственность — важнейшее условие для практики сосредоточения. Отсутствие нравственности связано с неправильным пониманием счастья. Когда ум считает, что счастье можно найти во внешнем мире, он постоянно устремляется к внешним объектам, а это блуждание ума, одна из основных ошибок медитации. Практика нравственности приводит к пониманию того, что внешние объекты — не объекты счастья, и благодаря такому пониманию ум теряет интерес к блужданию снаружи и устремляется к счастью в самом себе. Таким образом, благодаря тренировке нравственности тренировка сосредоточения осуществляется гораздо легче.
Обеты, которые мы принимаем, тоже являются способами развития нравственности. В каждой успешной компании есть свои правила: что делать можно, а что нельзя. Эти правила способствуют развитию компании. Если же какие-то действия могут привести к препятствиям в деле развития ума, необходимо ввести правило, согласно которому их совершать не следует.
Учитель уделил особое внимание подготовке к развитию шаматхи. Дверь в медитацию — это вера в достоинства шаматхи и вера в собственные силы. Учитель подчеркнул, что если присутствует энтузиазм, то невозможно, чтобы мы не достигли результата. Хозяин медитации — отречение. Действовать, руководствуясь желанием обрести что-то внешнее, — все равно что строить дом на чужой территории. Настоящий прочный фундамент для дома медитации — это отречение, основанное на понимании четырех благородных истин. Когда Будда Шакьямуни достиг просветления, первое учение, которое он дал, было учение по четырем благородным истинам. С этого момента великое учение Будды о страдании и прекращении страдания стало достоянием всего человечества.
Когда Будда преподал своим ученикам первую благородную истину: «Вот истина арьев о страдании», первый ученик достиг пути накопления. Когда Будда произнес вторую фразу: «Вот истина арьев об источнике», ученики поняли, что страдания коренятся в неведении. Тогда первый ученик на основе этого анализа перешел на путь подготовки, а второй ученик достиг пути накопления. Когда Будда произнес: «Вот истина арьев о пресечении», первый ученик достиг пути видения, второй ученик достиг пути подготовки, а третий ученик — пути накопления. Затем Будда сказал: «Вот истина арьев о пути», и тогда первый ученик достиг пути медитации, второй ученик достиг пути видения, третий — пути подготовки, а четвертый — пути накопления. Затем они погрузились в медитацию, а когда вышли из нее, первый ученик достиг пути более не учения, второй — пути медитации, третий — пути видения, четвертый — пути подготовки, а пятый ученик достиг первого пути, пути накопления. Так Будда в Варанаси даровал драгоценное учение о четырех благородных истинах. Важно понимать, что в этот момент было осуществлено как теоретическое учение, так и учение реализации.
Истиной о страдании Будда словно поставил диагноз человеку, рожденному под контролем омрачений. Все переживания, которые будет испытывать человек в этом рождении, имеют природу страдания. Это неприятная новость, но когда врач прямо говорит своему пациенту, что тот серьезно болен, это значит, что он знает лечение, которое пациенту поможет.
Физическое тело полностью излечить невозможно, рано или поздно оно заболеет снова. В мирских делах тоже нельзя добиться бесповоротного результата. Но в ментальном развитии можно достичь того, что уже никогда не деградирует. Мудрость, познающая пустоту, освобождающая от омрачений, — это лекарство от всех болезней, ключ к решению всех проблем, причина бесповоротного прекращения всех страданий. Такую мудрость можно обрести только в человеческой жизни. Учитель разъяснил некоторые положения теории пустоты и сообщил, что на зимнем ретрите по пустоте будет дано более подробное учение о випашьяне по тексту «Среднего Ламрима».
Учение Геше-ла обращено к современным людям, поэтому оно кажется таким понятным и актуальным. Учитель объяснил, что многие примеры и сопоставления, которые он использует, скорее всего, будут менее понятны людям будущего. И чтобы дать им учение, нужно будет переродиться их современником и преподать учение немного по-другому.
В наш век машин и развитых технологий мы должны сделать упор на развитии тех качеств, которые не способны развить машины: любви, сострадания, способности к сосредоточению. В вычислениях машина уже сейчас далеко опережает человека, но такие качества, как любовь и сострадание, ей недоступны. Мы, люди, должны взращивать их и передавать своим детям, тогда человечество будет всегда сохранять контроль над машинами. Сострадательный ум — невероятная сила. Человек, в котором есть неколебимое сострадание, защищен от низших миров и не испытывает страха.
Мы должны стать гибкими и развить терпение. Нужно уметь подстраиваться под любую жизненную ситуацию, под своих соседей, свою семью и новых людей, которых мы встречаем. Ум, способный принять любые условия и подстроиться под них, подобен воде, всегда принимающей форму сосуда. С другой стороны, терпение, как вода, помогает взойти семенам благих качеств в нашем уме.
В последний день учений на аудиенции Геше-ла дал своим новосибирским ученикам подробные наставления для интенсивной практики. Аудиенция в форме лекции прошла в храме центра «Майтрейя», который открылся для посетителей летом этого года.